Из лап одиночества – в пучину жизни

- Я обязательно буду   известной! - говорит о себе  Маша Нагаева. А еще она мечтает стать   психологом, чтобы оказывать помощь людям в преодолении жизненных проблем. Маша больше гуманитарий, очень любит читать, писать сочинения, в числе любимых предметов называет русский язык, литературу, историю, английский язык.   

С этим добрым и светлым человечком я познакомилась на днях во время виртуального урока в школе № 3, являющейся экспериментальной республиканской площадкой «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции».

- Тема сегодняшнего урока – «Международные отношения в 1815-1914 гг.». Машенька, открой, пожалуйста, карту, - после минутного общения в режиме онлайн попросила девочку учитель истории Т.А. Алексеева.

Начался урок истории. В условиях российской школы он кажется необычным. Тогда как в странах Европы обучение детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, - давно не проблема. Там виртуальные уроки уже заняли свою нишу в образовательном пространстве. Мы пока только учимся… Но, судя по откликам детей и их родителей (а им есть с чем сравнить!), весьма успешно.

В настоящее время на надомном обучении в школе № 3, по словам директора С.В. Яргунина, значатся тринадцать ребятишек, семеро из них, согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии, учатся дистанционно. Современные компьютерные технологии, так кстати ворвавшиеся в жизнь больных (и так часто одиноких!) детей, стали для них своего рода окном в большой мир. У каждого из «дистанционников» - автоматизированное рабочее место, включающее компьютер, сканер, принтер, WEB-камеру. Такой же комплект имеют педагоги, которые проводят с ребятами виртуальные уроки. Вся техника (на общую сумму более 2 млн. рублей) была предоставлена в рамках соглашения между федеральным агентством по образованию и Минобразованием Чувашии о сотрудничестве по реализации федерального проекта «Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями».

Познать школьные науки ребятам помогают ежедневные уроки в режиме онлайн, вступить в острую борьбу с одиночеством - регулярный «час с психологом», участие в видео-уроках и во внеклассных мероприятиях. Безусловно, благодаря современным технологиям рамки четырех стен, в которые нередко бывают  «заключены» больные дети, значительно расширились, у заложников слабого здоровья появилось больше возможностей для общения. И все-таки… этого мало. Иначе как объяснить предложение Маши, обращенное ко мне: «Можно я вас как-нибудь приглашу на чашечку чая? Мне так понравилось с вами общаться»? А ведь мы были знакомы не более десяти минут…

Это здорово, что для каждого из учеников разработана индивидуальная образовательная программа, находящаяся в прямой зависимости от состояния здоровья и рекомендаций медиков (дистанционное обучение включает от 15 до 18 урочных часов в неделю; обычное обучение больного ребенка - лишь 6 часов в неделю). Прекрасно, что надомным обучением детей занимаются семнадцать опытных педагогов школы, которые прошли специализированные курсы повышения квалификации в Центре образования «Технологии обучения» г. Москвы, в республиканском Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, в республиканском институте образования – значит, качество образования поставлено на должный уровень! Но… какова роль школяров третьей в жизни больных ребятишек? Говорить о детском неравнодушии в рамках виртуальных уроков и внеклассных мероприятий как-то не получается...   Есть ли у больных подростков друзья среди здоровых сверстников, с которыми и поболтать можно, и посмеяться? Думается, далеко не у всех.

А тем временем…

С 25 по 28 февраля проходил XXI Республиканский методический фестиваль учителей физики и математики по теме «Уроки физики и математики в современной школе». В рамках фестиваля были проведены презентационные уроки, конкурсы открытых уроков и внеклассных мероприятий, а также круглый стол по проблеме «Совершенствование преподавания физики и математики в современных условиях».

26 февраля на базе Красночетайской школы прошел конкурс открытых уроков по математике. В этом конкурсе Шумерлю представила учитель школы № 3 Т.С. Зайцева, которая провела урок алгебры с десятиклассницей, находящейся на надомном обучении. Этот урок имели возможность посмотреть свыше семидесяти учителей физики и математики, принимавших  участие в фестивале. Компетентное жюри высоко оценило работу шумерлинского педагога, отметив дипломом победителя в номинации «Оригинальность методических решений».

В работе круглого стола приняла участие учитель физики и информатики гимназии № 8 Н.В. Ковалив. Она представила свою разработку по теме «Современные педагогические технологии в преподавании физики и математики». Результат – победа в номинации «Лучший педагогический проект» и памятный подарок от администрации Красночетайского района.

Кстати:

Экспериментальная программа по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями была внедрена в Чувашии в 2008 году на базе чебоксарской школы № 59.

В настоящее время по примеру 59-й в Чувашии создана целая сеть надомных школ с дистанционной моделью образования: в Шумерле, Новочебоксарске, Канаше и Алатыре.

1 сентября 2010 года число ребят, занятых дистанционным обучением в школе № 3, существенно увеличится.

М. Порфирьева