Через тернии к звездам

Через тернии к звездам

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в настоящее время только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми, более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий, 587 тыс. детей отнесены к категории дети-инвалиды. В России около 34 тыс. детей и подростков с ограниченными возможностями обучаются на дому.

Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от коллектива сверстников, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общаться с другими детьми. Неуверенность в себе, повышенная тревожность, неумение устанавливать взаимоотношения, страх чужих людей – все это создает труднопреодолимые барьеры между ребенком-инвалидом и внешним миром.

Ребенок-инвалид, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром, со своими сверстниками и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает чувствовать одиночество, ощущает свою «неполноценность», из-за чего у него возникает подавленность, депрессия или агрессивность.

Выходом из сложившейся ситуации является дистанционное обучение – обучение, позволяющее каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни.

В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний. Данная форма получения образования приобретает все большую популярность.

В 2009-2010 учебном году школа № 3 вошла в сеть республиканских экспериментальных площадок «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции», распахнув мир Интернета для семи ребят. Участницей школы надомного обучения стала  и десятиклассница Татьяна Абрамова.

Она провела исследование, направленное на выявление образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Под моим руководством результаты своих исследований Татьяна представила на Республиканскую конференцию-фестиваль творчества обучающихся образовательных учреждений Чувашской Республики «Excelsior», где заняла 2-е место в секции «Педагогика». Ее работа вызвала неподдельный интерес и полемику, позволила наметить дальнейшие пути совершенствования механизмов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, введя на более широком уровне элементы инклюзивного (включенного) образования в учебно-воспитательный процесс.

В настоящее время коллектив школы принял участие во всероссийском конкурсном отборе проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций, проводимом Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по направлению: «Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в обществе». Проект «Мир в твоих руках» направлен на организацию профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностями здоровья через специальную организацию учебно-воспитательного процесса и знакомство с сетью учреждений, способных дать этим детям профессиональное образование.

За время учебы Татьяна зарекомендовала себя как старательная,  целеустремленная, трудолюбивая, усидчивая, способная преодолевать трудности в учебе. Учится она с большим интересом, много читает о профессии психолога, потому что именно с этой профессией она хочет связать свое будущее. А желание Татьяны овладеть этой увлекательной профессией помогает ей  через тернии стремиться к звездам.

Дистанционное обучение дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья  в большей степени реализовать свой потенциал, расширить кругозор, получить дополнительную информацию о профессии, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе, способствует социальной коммуникации и адаптации.  Статус республиканской экспериментальной площадки позволяет школе увеличить количество учебных часов по сравнению с нормативом, который дается для традиционного обучения на дому, и более качественно подготовить детей к итоговой аттестации и продолжению образования.

Т. Зайцева, дистанционный учитель школы № 3.