Ближние и дальние горизонты "третьей"

Ближние и дальние горизонты «третьей»

Значительные победы последних лет, достигнутые школой № 3, позволяют судить об ее лидерских позициях в разрезе республики. А это и формирование эффективной образовательной сети, и создание условий для дифференцированного обучения детей с учетом современных требований, и обновление содержания общего образования, и другая инновационная деятельность.

О точках роста «зеленой школы» - сегодняшний разговор с директором С.В. Яргуниным. К слову, директор школы № 3 дважды избирался депутатом городского Собрания депутатов,  весной нынешнего года был назначен территориальным представителем Уполномоченного по правам ребенка по Шумерле и Шумерлинскому району.

- Сергей Валерьевич, насколько мне известно, школа № 3 ведет довольно-таки активную экспериментальную деятельность. По каким направлениям?

- Школа является республиканской экспериментальной площадкой «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции» по апробации технологий индивидуализации образовательного процесса, учебно-методических комплектов по английскому языку издательства Оксфордского университета, учебников английского языка британского издательства Пирсон-Лонгман. Школа также выступает в качестве федеральной экспериментальной площадки  Российской академии образования  «Институт семьи и воспитания», «Формирование экологической культуры школьников». А в  июле этого года на базе школы  открыта пилотная площадка по проектированию, апробации, тиражированию новшеств - стажерская площадка Министерства образования Чувашии «Развитие дистанционного обучения  математике и физике».

- И профильному обучению старшеклассников в школе уделяется большое внимание…

- На протяжении последних лет в школе успешно реализуется естественно–научный, социально–гуманитарный профили обучения, результативность которых подтверждается успешной сдачей экзаменов в форме ЕГЭ и поступлением выпускников на бюджетные места в вузы Чувашии и России.  Выбирая ЕГЭ, выпускники чаще отдают предпочтение обществознанию, физике, биологии.

Успешно реализуется проект «Мое образование», направленный на  внедрение моделей индивидуализации и дифференциации образовательного процесса и апробацию индивидуальных учебных планов учащихся старшей ступени обучения. Нами выбран  такой тип  модели, когда у учащихся появляется больше свободы в выборе профиля, когда смешивается несколько профилей или происходит «размывание» профиля в силу включения в ИУП дисциплин из разных профилей или абсолютно непрофильных курсов универсального и межпредметного характера. Образовательный процесс для учащихся 10 классов в этом году будет организован по «плавающему» расписанию с возможным включением поточных занятий, Интернет-уроков или в сетевой группе. Для выбора предлагается большее количество учебных  часов, с помощью чего более свободно варьируется ИУП. Для освоения на выбор предлагаются уровневые образовательные программы, проектная и учебно-исследовательская деятельность, обязательное или добровольное участие в специализированных программах и проектах.

- Одна из главных задач системы общего образования - создание комфортной и безопасной среды для школьников. Насколько школа отвечает этим требованиям?

- В ходе модернизации материально-технической и учебной базы школы с начала реализации национального проекта «Образование» в школу поставлены  комплекты учебного и учебно-лабораторного оборудования, 5 специализированных кабинетов,  в том числе в 2009 году:  комплекты учебно-наглядного оборудования для начальных классов, кабинет ОБЖ и спортивное оборудование. В школьные столовые поставлено энергосберегающее и технологическое оборудование, завершена поставка мебели для начальных классов – в настоящее время все учащиеся начальных классов учатся в кабинетах, оборудованных современной мебелью. Большое внимание  уделяется созданию безопасной образовательной среды и проведению мероприятий по противопожарной безопасности образовательных учреждений.

Значительное внимание в школе уделяется созданию условий для сохранения и развития здоровья школьников. Создана современная система физического воспитания,  включающая различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, постоянно обновляемую учебно-материальную базу. Для обеспечения 6–8-часовой двигательной активности также в школах проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. Увеличивается и охват  горячим питанием обучающихся. Работа столовой практически не вызывает нареканий родителей и презентовала свою деятельность на республиканской выставке «Воспитание, образование. Карьера».

- А насколько широко открыто школьное окно в мир информационных технологий?

- На протяжении последних 6 лет в школе ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды. Информационному прорыву в значительной степени способствовал и национальный проект «Образование». Подключение к сети Интернет и оплата Интернет-услуг осуществляется за счет федерального бюджета,  оснащение школы мультимедийным, компьютерным оборудованием - за счет республиканского бюджета.

Школа № 3 в достаточной степени обеспечена учебно-компьютерной техникой и интерактивным оборудованием. Для сравнения:  в городских школах республики на один компьютер приходится 10,5 школьника, в школе № 3 – 8 школьников (в среднем по России на 1 компьютер - 14,2 чел.).

Все рабочие места педагогов в школе автоматизированы. Новой практикой являются дистанционные образовательные мероприятия. Ежегодно учителя республики организуют проведение олимпиад, в которых принимают участие не только школьники Чувашии, но и других регионов России. К примеру, Е.Н. Голованова, учитель географии, совместно со своей коллегой из гимназии № 8 Н.А. Осиповой проводит в таком формате олимпиаду по географии.  Педагоги школы являются участниками сетевых методических Интернет-сообществ учителей-предметников, которые, общаясь виртуально, разрабатывают электронные учебно-методические пособия, повышают квалификацию в индивидуальном режиме и т.д.

- Сегодня много и часто говорится о качестве образования. Насколько качественное образование, по Вашему мнению, дети получают в стенах третьей школы?

- В последние годы в Чувашии проделана значительная работа по созданию системы независимой оценки качества образования.  Оценка результатов обучения нацелена на получение объективной информации о функционировании системы образования. В первую очередь ее дают результаты аттестации учащихся, призванной ликвидировать разрывы между ступенями обучения и согласовать требования к качеству образования при переходе от одной ступени обучения к другой. Для этого необходимо предусмотреть целый комплекс аттестационных процедур.

Сегодня при переходе выпускников 11-х классов из общеобразовательной в профессиональную школу он представлен ЕГЭ и муниципальным экзаменом в новой форме для учащихся 9-х классов. Эти формы аттестации позволяют довольно объективно оценить качество образования.

Десятый год выпускники школ Чувашской Республики проходят итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена. В целом, результаты выпускников ЕГЭ-2010 лучше результатов 2009 года. Более 80% выпускников сдавали третий предмет. На это повлияли изменения в правилах приема в учреждения высшего и среднего профессионального образования. Одновременно этот показатель также свидетельствует и о качестве подготовки выпускников, об их уверенности в своих знаниях. По результатам итоговой аттестации и единого государственного экзамена 6 выпускников школы  были награждены золотой  и серебряной медалями «За особые успехи в учении».

Что к этому добавить? На сегодняшний день мы имеем положительную динамику призеров городских и республиканских олимпиад, но, к сожалению, участники всероссийских олимпиад - это для нас еще достаточная редкость. но наши педагоги постараются приложить все усилия для того, чтобы дать возможность нашим детям конкурировать с выпускниками гимназий и лицеев. Стабильно на протяжении нескольких лет мы имеем призеров городских и республиканских научно-практических конференций, что,  несомненно,  способствует формированию познавательной активности школьников. Мы стремимся к вовлечению учащихся  к участию в интеллектуальных состязаниях,  конкурсах и олимпиадах в дистанционной форме. наиболее востребованы среди школьников на сегодняшний день  VII Республиканская дистанционная олимпиада (РДО) школьников, математическая олимпиада «Авангард», эколого-биологическая олимпиада, проводимая центром «Эткер», и «Будущее большой химии», проводимая Казанским государственным технологическим университетом.

 - А ведь педагоги «третьей» заявляют о себе не только через «посредников» - успешных учеников…

- Получение качественного образования во многом зависит от творческого потенциала учителя, от его способности адаптироваться в современной конкурентной образовательной среде. Этому во многом способствует проведение конкурсов профессионального мастерства среди различных категорий педагогических работников («Учитель года», «Лидер в образовании», «Самый классный классный», «Современный классный руководитель», «Заместитель директора-2010» и др.).

Вот только несколько значимых для нашей школы результатов:

Елена Николаевна Голованова, учитель географии, заняла 1-е место в I Всероссийском конкурсе проектов социально-экономической значимости, 3-е место - в конкурсе   «Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее чуваши в инновационном мышлении» в рамках открытой ярмарки «Педагогические инновации-2010», стала дипломантом Всероссийского конкурса «Заместитель директора-2010»; 

Наталья Васильевна Юкланова, учитель английского языка, заняла 3-е место  во Всероссийском конкурсе  профессионального мастерства  «Мой лучший урок»;

 творческий коллектив педагогов  стал призером II Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической проблематике.

- До нового учебного года остались считанные дни. Ваши пожелания коллегам, ученикам?

- Прежде хотел бы поблагодарить педагогов нашей школы за труд, за неравнодушие и доброту. Верю в наш общий потенциал и обязательные успехи. От души желаю всем доброго здоровья, творческих удач и прекрасного настроения! Пусть легко покоряются самые высокие вершины знаний, а любые смелые замыслы находят успешное воплощение! Счастья, добра и благополучия!

Наша справка

Школа № 3 является базовой школой города. На сегодняшний день в школе оборудованы  2 компьютерных класса (1 компьютер на 8 обучающихся), 6 специализированных кабинетов (химии, географии, биологии, физики, ОБЖ и математики). Школа принимает   результативное участие в национальном проекте «Образование»:  в 2006-2009 гг. стала обладателем гранта главы города, в 2007 г. получила грант Президента ЧР, в 2008 г. – грант Президента РФ, в 2009 г. стала победителем республиканского конкурса «Моя инициатива». 1 сентября в 27 классах-комплектах будут обучаться 695 учащихся.

Беседовала М. Майская.