Уважаемые коллеги, приглашенные и присутствующие, участники нашего сегодняшнего совещания!
Сегодня в преддверии начала нового учебного года, когда соединились мнения нашего Президента Н.В. Федорова и Президента России Д.А.Медведева, в провозглашении 2010 года – Годом учителя, хотелось бы особое внимание уделить третьему направлению президентской инициативы, программы «Наша новая школа»: «Развитие учительского потенциала. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей».
По статистике одного методического издания, ежечасно учителя принимают до тридцати неординарных решений и делают это в присутствии класса, между учителем и учениками ежедневно происходит полторы тысячи взаимодействий. Это сравнимо с ситуацией, в которой приходится действовать специалисту службы спасения во время и после стихийного бедствия. В таких условиях учитель должен обладать целым рядом качеств, позволяющих решать профессиональные задачи. Поэтому нам необходим учитель – профессионал. В чем же состоит профессионализм? Может это доскональное знание предмета, способность чувствовать состояние ребенка, или что-то еще?
Изучая данный вопрос, я пришел к мнению, что профессионализм – характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств, индивидуального имиджа учителя.
Рассматривая профессионализм учителя как структуру, мне предоставляется возможным управлять его развитием, влияя на компоненты структуры. И прежде всего – это наличие комфортной образовательной среды учреждения, которая является своеобразной стартовой площадкой для развития кадрового потенциала.
Сегодня в образовательном учреждении оснащено компьютерной и интерактивной техникой 100 % учебных кабинетов; 70% - объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет, полностью обновлен технопарк кабинета информатики,
создан информационно-методический центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, оборудованный ПК, принтерами, web-камерами, выходом в Интернет; систематически пополняется библиотечный и медиа-фонды; ряд педагогов работает в комфортных условиях специализированных или персональных кабинетов.
Эффективно взаимодействуя с Чувашским республиканским институтом образования, который обеспечивает школу научными и методическими изданиями, методическая служба школы успешно осуществляет аналитическую, организационно-методическую, консультационную деятельность; обеспечивает инициацию и методическое сопровождение инновационных процессов, успешно решая научно-методические задачи, стоящие перед коллективом (это можно видеть на слайде):
· апробация технологии образовательного мониторинга в практике работы школы;
· использование компьютерных технологий, как в образовательном процессе, так и в управлении ОУ;
· коррекция учебных планов и программ с учетом модернизации программ экспериментальных площадок;
· обеспечение научно-методического сопровождения республиканских и федеральных экспериментальных площадок на базе школы.
На базе школы функционируют
· Республиканская экспериментальная площадка «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции».(приказ МО и МП ЧР от 09.02.09 г. № 235) 2009-2012 гг., которая обеспечивает доступность основного образования для всех (слайд )
· Республиканская экспериментальная площадка (апробация технологий индивидуализации образовательного процесса) приказ Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики № 778 от 08.05.2009 г. «Об открытии республиканских экспериментальных площадок»; № 922 от 30.05.09; № 1253 от 05.08.08 «Мое образование», позволяющая школьникам выстраивать индивидуальный учебный план
· Республиканская экспериментальная площадка по апробации учебно-методических комплектов по английскому языку издательства Оксфордского университета и в соответствии с Соглашением о сотрудничестве от 24 октября
· Республиканская экспериментальная площадка по апробации учебников английского языка британского издательства Пирсон-Лонгман.
· Федеральная экспериментальная площадка Российской академии образования «Институт семьи и воспитания» «Формирование экологической культур школьников» (Договор №58 от 15 ноября 2009 года до 31 декабря 2012). В рамках этой экспериментальной площадки мы не стремимся, чтобы каждый ученик нашей школы стал профессиональным экологом, мы хотим сформировать у всех участников нашего образовательного процесса высокий уровень экологической культуры. Для этого в школе созданы все условия, соответствующая Программа развития школы, учебный план, научное сопровождение. в буквально в течение этого лета Голованова Е.Н. защитила на заседании диссертационного совета в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева кандидатскую диссертацию на тему «Формирование экологической культуры учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы в ходе проектно-исследовательской работы» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.
В школе создана модель системы оценки качества образования, разработаны критерии и показатели (индикаторы) развития образовательного учреждения, эффективно работает механизм по начислению стимулирующей части оплаты труда по результатам работы. В 2009-2010 учебном году в школе было проведено обучение педагогов технологии образовательного и воспитательного мониторинга, проведен подробный анализ работы М.М. Поташника «Управление профессиональным ростом учителя», педагоги получили возможность присутствовать на его семинарском занятии. В результате мы получили достоверную информацию о различных направлениях деятельности образовательного учреждения, требования, предъявляемые к современному уроку, которые помогли откорректировать учебные программы, выявить недостатки некоторых педагогических технологий, внести изменения в личный творческий план педагога.
Особое внимание мы уделяем созданию в образовательной среде учреждения созданию обстановки уверенности, эмоционального подъема. Для нас большое значение имеют положительная эмоциональная окраска каждой профессиональной встречи, формирование новых традиций, направленных на повышение статуса педагогической профессии в современном мире. Каков он современный учитель? Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Навсегда остались в моей памяти слова В.Астафьева: «… фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». И каждый человек, мечтающий стать учителем должен раствориться в памяти народа, с которым и для которого он жил».
...УЧИТЕЛЬ - ПРОФЕССИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ, ГЛАВНАЯ НА ЗЕМЛЕ!"- Эти слова Р. Рождественского о профессии учителя, как нельзя лучше передают ее направленность - в будущее. От того, каков современный учитель, во многом зависит, будет ли наше общество высококультурным, гуманистическим, какие люди будут жить в нем, с какой душой и сердцем. Поэтому огромная ответственность лежит перед нами, раз мы решили посвятить свою жизнь детям и школе.
Я полностью согласен с нашим Президентом, Н.В.Федоровым, что цели образования - это воспитание и обучение. И обучение должно служить больше средством, инструментом для главного - воспитания гармонично развитой личности. В своей деятельности мы стремимся реализовывать главную задачу, которую он ставит перед учителями – не ослаблять работу по уравниванию шансов детей на получение качественных услуг, так как от образования во многом зависят и личная и профессиональная судьба человека, и прогресс общества в целом. И сегодня я с гордостью говорю, что наши выпускники поступают для продолжения обучения в лучшие ВУЗы не только Чувашии, но и России, занимая в них бюджетные места наряду с выпускниками гимназий и лицеев, (слайд), выбирают для востребованные на сегодняшний день специальности, чтобы в последствии принести несомненную пользу стране и обществу. В условиях профильного обучения мы имеем почти 100% подтверждения профиля выбранной специальности, и сдачу ЕГЭ по профильным предметам выше среднереспубликанского, что полностью совпадает с концепцией профильного обучения.
На августовской конференции работников образования министр Г.П. Чернова поднимала вопрос уровне знаний учителей республики, говоря о том, что «троешный учитель», который сам не может сдать ЕГЭ на высокие баллы, не сможет подготовить к ним и своих учеников. В этом плане мы можем гордиться тем, что Морозова Н.В., учитель химии, свое высокое знание предмета подтвердила и как 100 баллами своей ученицы, так и своим примером, сдав при аттестационных испытаниях ЕГЭ на 100 баллов.
Получить высокую профессиональную оценку педагогам позволяет участие в конкурсе учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (слайд), а также в профессиональных конкурсах разного уровня. Педагогический коллектив школы активно и с высокими результатами участвует в конкурсном движении. Когда мы решили создать банк педагогов, внесших большой вклад в образование школы, в нем оказались почти все учителя. Почти каждый учитель нашей школы или внес свой вклад в реализацию программы «Одаренные дети», или смог успешно позиционировать свою деятельность в конкурсах профессионального мастерства. Только за 2009-2010 учебный год
- Голованова Елена Николаевна, учитель географии заняла 1 место в I Всероссийском конкурсе проектов социально-экономической значимости, 3 место в конкурсе «Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее чуваши в инновационном мышлении» в рамках открытой ярмарки «Педагогические инновации -2010», стала дипломантом Всероссийского конкурса «Заместитель директора -2010».
- Юкланова Наталья Васильевна, учитель английского языка, заняла 3 место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок».
- творческий коллектив педагогов стал призером II Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической проблематике.
Но опасаюсь, что если не определим приоритеты, то завтра мы просто потеряемся в калейдоскопе конкурсов, которые так усиленно спускают нам сверху (только в апреле мы одновременно участвовали в четырех месячниках и неделях!), а ведь в апреле все школы должны нацелить свою главную работу на завершение учебного года, подготовить детей к сдаче ЕМЭ и ЕГЭ. Я - руководитель, я не боюсь ответственности, я боюсь, что в какой-то момент безответственные решения могут привести к катастрофическим последствиям.
Одно из важнейших направлений кадровой политики школы – диссеминация результативного педагогического опыта. Это организация публикаций и издательской деятельности педагогов (слайды о публикациях ), внедрение эффективных форм профессионального общения. (слайд о «Выхухоле»)
На пути к новой школе, творческой группой педагогов нашего образовательного учреждения разработан проект программы «Повышение статуса педагогической профессии», которая будет предложена к обсуждению на августовском педагогическом совете.
Фрагментом данной программы является конкретизированный список профессиональных компетенций современного учителя (на слайде):
· демонстрировать знания основ базовых дисциплин;
· ясно и логично излагать полученные базовые знания;
· реализовывать относящиеся к профильным дисциплинам методики и технологии;
· совершенствовать качество исследований, относящихся к профильным дисциплинам.
Новой инновационной модели школы нужен и новый учитель, старый просто не вписывается в нынешнюю реальность, считает И. Калина, заместитель министра образования и науки. Значит ли это, что этого прежнего учителя надо сбросить с «корабля современности»? Ни в коем случае. Просто нужно перейти к главной формуле, по которой живут в цивилизованном мире, - «образование через всю жизнь». Наши педагоги сегодня уже поняли, чтобы достичь профессионального успеха, недостаточно однажды окончить вуз и почивать на лаврах до пенсии, будучи убежденным в своих раз и навсегда полученных знаниях.
Мы стремимся к тому, чтобы повышение квалификации учителя в первую очередь отражалось на повышении качества образования учащихся.
Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. Он учит своих воспитанников трудиться, думать, созидать, творить; построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения.
Все дети без исключения талантливы: каждый ребёнок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, двигательной деятельности, сферах общения и лидерства. Каждый день работы с детьми таит в себе столько удивительного!
Педагоги стремятся создать для своих учеников ситуацию успеха! (Анисимов Герман Денис - Дипломант Всероссийских краеведческих чтений юных туристов-краеведов(руководитель Лермонтова Л.И.); Суслин Алексей – дипломант международного литературного конкурса «Купель», по произведениям А. Костюнина (руководитель Доночкина И.Н.); Быкова Снежана - призер Всероссийского конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность» (руководитель Логинова Р.Н.)
Конечно, дети талантливые есть и их очень много, в каждой школе есть 2-3 звезды с повышенными образовательными способностями, которые активно проявляют себя и заметны. Вот их-то мы хорошо умеем использовать. Но я посмотрел списки участников городских этапов олимпиад. В каждой школе есть ребенок, который защищает ее честь на олимпиаде по 3, а то и 5 предметам. Нет сомнения, это талантливый, или, по крайней мере, старательный ребенок. А сколько нераскрытых и нереализованных нами талантов остается в его тени!
Что ещё должно быть на высшем уровне в работе учителя? Конечно же, уроки. Хороший урок - это урок, в котором все продумано до мелочей: эмоции, стиль, формы и методы обучения, учтены индивидуальность и интересы каждого ученика. (использование инновационных технологий, фото) наши педагоги ежегодно обобщают свой опыт лучших педагогических практик, собирая в методические сборники свои лучшие уроки.
Продуктивный урок – цельная картина, хотя и составлена из кусочков, но каждый кусочек по-своему несёт и смысл, и назначение. Надо помнить, что настоящий учитель – это тот учитель, который знает, что на уроке неспособных и равнодушных детей нет. Нужно только найти в ребенке струну, суметь её настроить, и тогда она зазвенит, а урок пройдёт как картинка. Лучшие уроки наших педагогов становятся достоянием родителей, общественности, педагогов не только города, но и республики.
Научить мыслить планетарно - одна из задач современного учителя. Еще Бисмарк сказал, что все битвы - и на войне, и в экономике - выигрывает школьный учитель. В России авторитет и статус учителя на протяжении многих веков были более высокими. Справедливо сказано: писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в создании им скульптурах, а учитель в мыслях и поступках людей.
Каждый день я открываю школьную дверь и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза- любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они много ожидают от меня. И я дарю им счастье познания и общения, ведь я – учитель.
День прошел... И классы опустели...
Размышленьям предаюсь опять:
Почему с детьми судьбу связал
И учителем надумал стать?
Почему? Ответа нет, но знаю,
Что профессию не выбрал я.
"Будь учителем!" - душа мне подсказала.
Видно, быть с детьми судьба моя!
Чем могу я отплатить за этот
Драгоценный дар моей судьбы?
Только тем, что я подарить навеки
Детям капельку моей души...
В преддверии Дня знаний хочется вначале всем педагогам нашей школы сказать спасибо за труд, за небезразличие, душевность и духовность. За спиной у нас жаркое лето 2010 года, которое войдет в историю своими природными аномалиями, а впереди не менее жаркий 2010-2011 учебный год, который должен войти в нашу с вами личную историю и судьбу, как год педагогических достижений и успехов. Верю в наш общий потенциал и неизбежные успехи. От души желаю всем доброго здоровья, творческих удач и прекрасного настроения! Пусть легко покоряются самые высокие вершины знаний, а любые смелые замыслы находят успешное воплощение! Счастья, добра и благополучия!