«Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования»

 

Уважаемые коллеги, приглашенные и присутствующие, участники нашего сегодняшнего совещания!

Сегодня в преддверии начала нового учебного года, когда соединились мнения  нашего Президента Н.В. Федорова и Президента России Д.А.Медведева, в провозглашении  2010 года – Годом учителя,  хотелось бы особое внимание уделить третьему направлению президентской инициативы, программы «Наша новая школа»: «Развитие учительского потенциала. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей».

По статистике одного методического издания, ежечасно учителя принимают до тридцати неординарных решений и делают это в присутствии класса, между учителем и учениками ежедневно происходит полторы тысячи взаимодействий. Это сравнимо с ситуацией, в которой приходится действовать специалисту службы спасения во время и после стихийного бедствия. В таких условиях учитель должен обладать целым рядом качеств, позволяющих решать профессиональные задачи. Поэтому нам необходим учитель – профессионал. В чем же состоит профессионализм? Может это доскональное знание предмета, способность чувствовать состояние ребенка, или что-то еще?

Изучая данный вопрос, я пришел к мнению, что профессионализм – характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств, индивидуального имиджа учителя.

Рассматривая профессионализм  учителя как структуру, мне  предоставляется возможным управлять его развитием, влияя на компоненты структуры. И прежде всего – это наличие комфортной образовательной среды учреждения, которая является своеобразной стартовой площадкой для развития кадрового потенциала.

Сегодня в образовательном учреждении оснащено компьютерной и интерактивной техникой 100 % учебных кабинетов; 70% - объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет,  полностью обновлен технопарк кабинета информатики,

создан информационно-методический центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, оборудованный ПК, принтерами, web-камерами, выходом в Интернет; систематически пополняется библиотечный и медиа-фонды; ряд педагогов работает в комфортных условиях специализированных или персональных кабинетов.

Эффективно взаимодействуя  с Чувашским республиканским институтом образования, который  обеспечивает школу научными и методическими изданиями, методическая служба школы успешно  осуществляет аналитическую, организационно-методическую, консультационную деятельность; обеспечивает инициацию и методическое сопровождение инновационных процессов, успешно решая научно-методические задачи, стоящие перед коллективом (это можно видеть на слайде):

·        апробация технологии образовательного мониторинга в практике работы школы;

·        использование компьютерных технологий, как в образовательном процессе, так и в управлении ОУ;

·        коррекция учебных планов и программ с учетом модернизации программ экспериментальных площадок; 

·        обеспечение научно-методического сопровождения республиканских и федеральных экспериментальных площадок на базе школы.

На базе школы функционируют  

·        Республиканская экспериментальная площадка «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции».(приказ  МО и МП ЧР от 09.02.09 г.     № 235) 2009-2012 гг., которая  обеспечивает доступность основного образования для всех (слайд )

·        Республиканская экспериментальная площадка (апробация технологий индивидуализации образовательного процесса) приказ Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики № 778 от 08.05.2009 г. «Об открытии республиканских экспериментальных площадок»; № 922 от 30.05.09; № 1253 от 05.08.08 «Мое образование», позволяющая школьникам выстраивать индивидуальный учебный план

·        Республиканская  экспериментальная площадка по апробации учебно-методических комплектов по английскому языку издательства Оксфордского университета  и в соответствии с Соглашением о сотрудничестве от 24 октября 2008 г. между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и Закрытым акционерным обществом «Релод» (приказ Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики № 148516.09.09). 

·        Республиканская экспериментальная площадка по апробации учебников английского языка британского издательства Пирсон-Лонгман.

·        Федеральная экспериментальная площадка  Российской академии образования  «Институт семьи и воспитания» «Формирование экологической культур школьников» (Договор №58 от 15 ноября 2009 года  до 31 декабря 2012). В рамках этой экспериментальной площадки мы не стремимся, чтобы каждый ученик нашей школы стал профессиональным экологом, мы хотим сформировать у всех участников нашего образовательного процесса высокий уровень экологической культуры. Для этого в школе созданы все условия, соответствующая Программа развития школы, учебный план, научное сопровождение. в буквально  в течение этого лета  Голованова Е.Н. защитила на заседании диссертационного совета в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева кандидатскую диссертацию на тему «Формирование экологической культуры учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы в ходе проектно-исследовательской работы» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

В школе создана модель системы оценки качества образования, разработаны критерии и показатели (индикаторы) развития образовательного учреждения, эффективно работает механизм по начислению стимулирующей части оплаты труда по результатам работы. В 2009-2010 учебном году в школе было проведено обучение педагогов технологии образовательного  и воспитательного мониторинга, проведен подробный анализ работы М.М. Поташника «Управление профессиональным ростом учителя», педагоги получили возможность присутствовать на его семинарском занятии. В результате мы получили достоверную информацию о различных направлениях деятельности образовательного учреждения, требования, предъявляемые к современному уроку, которые помогли откорректировать учебные программы, выявить недостатки некоторых педагогических технологий, внести изменения в личный творческий план педагога.

Особое внимание мы уделяем созданию в образовательной среде учреждения  созданию обстановки уверенности, эмоционального подъема. Для нас большое значение имеют положительная эмоциональная окраска каждой профессиональной встречи, формирование новых традиций, направленных на повышение статуса педагогической профессии в современном мире. Каков он современный учитель? Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Навсегда остались в моей памяти  слова В.Астафьева: «… фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». И каждый человек, мечтающий стать учителем должен раствориться в памяти народа, с которым и для которого он жил».            

...УЧИТЕЛЬ - ПРОФЕССИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ, ГЛАВНАЯ НА ЗЕМЛЕ!"- Эти слова Р. Рождественского о профессии учителя, как нельзя лучше передают ее направленность - в будущее. От того, каков современный учитель, во многом зависит, будет ли наше общество высококультурным, гуманистическим, какие люди будут жить в нем, с какой душой и сердцем. Поэтому огромная ответственность лежит перед нами,  раз мы решили посвятить свою жизнь детям и школе. 

Я полностью согласен с нашим Президентом, Н.В.Федоровым, что цели образования - это воспитание и обучение. И обучение должно служить больше средством, инструментом для главного - воспитания гармонично развитой личности. В своей деятельности мы стремимся реализовывать главную задачу, которую он ставит перед учителями – не ослаблять работу по  уравниванию  шансов детей на получение качественных услуг, так как от образования во многом зависят и  личная и профессиональная судьба человека, и прогресс общества в целом. И сегодня я с гордостью говорю, что наши выпускники поступают   для продолжения обучения в лучшие ВУЗы  не только Чувашии, но и России, занимая в них бюджетные места наряду с выпускниками гимназий и лицеев, (слайд), выбирают для востребованные на сегодняшний день специальности, чтобы в последствии принести несомненную пользу стране и обществу. В условиях профильного обучения  мы имеем почти 100% подтверждения профиля выбранной специальности, и сдачу ЕГЭ по профильным предметам выше среднереспубликанского,  что полностью совпадает с концепцией профильного обучения.  

На августовской конференции работников образования министр Г.П. Чернова поднимала вопрос уровне знаний учителей республики, говоря о том, что «троешный учитель», который сам не может сдать ЕГЭ на высокие баллы, не сможет подготовить к ним и своих учеников.  В этом плане мы можем гордиться тем, что Морозова Н.В., учитель химии, свое высокое знание предмета подтвердила и как 100 баллами своей ученицы, так и своим примером, сдав при аттестационных испытаниях ЕГЭ на 100 баллов.

Получить высокую профессиональную оценку педагогам позволяет участие в конкурсе учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (слайд), а также в профессиональных конкурсах разного уровня. Педагогический коллектив школы активно и с высокими результатами участвует в конкурсном движении. Когда мы решили создать банк педагогов,  внесших большой вклад в образование школы, в нем оказались почти все учителя. Почти каждый учитель нашей школы  или внес свой вклад в реализацию программы «Одаренные дети», или смог успешно позиционировать свою деятельность в конкурсах профессионального мастерства.    Только за  2009-2010 учебный год  

  -  Голованова Елена Николаевна, учитель географии  заняла 1 место в I Всероссийском конкурсе проектов социально-экономической значимости,   3 место в конкурсе   «Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее чуваши в инновационном мышлении» в рамках открытой ярмарки «Педагогические инновации -2010», стала дипломантом Всероссийского конкурса «Заместитель директора -2010».  

- Юкланова Наталья Васильевна, учитель английского языка, заняла 3 место  во Всероссийском конкурсе  профессионального мастерства  «Мой лучший урок».

 - творческий коллектив педагогов  стал призером II Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической проблематике.

Но опасаюсь, что   если не определим приоритеты, то  завтра мы просто потеряемся в калейдоскопе конкурсов, которые так усиленно спускают нам сверху (только в апреле мы одновременно участвовали в четырех месячниках и неделях!), а ведь в апреле  все школы должны нацелить свою главную работу на  завершение учебного года, подготовить детей к сдаче ЕМЭ и ЕГЭ.  Я - руководитель, я не боюсь ответственности, я боюсь, что в какой-то момент безответственные решения могут привести  к катастрофическим последствиям.

Одно из важнейших направлений кадровой политики школы – диссеминация результативного педагогического опыта. Это организация публикаций и издательской деятельности педагогов (слайды о публикациях ), внедрение эффективных форм профессионального общения. (слайд о «Выхухоле»)

На пути к новой школе, творческой группой педагогов нашего образовательного учреждения разработан проект программы «Повышение статуса педагогической профессии», которая будет предложена к обсуждению на августовском педагогическом совете.

 Фрагментом данной программы является конкретизированный список профессиональных компетенций современного учителя (на слайде):

·        демонстрировать знания основ базовых дисциплин;

·        ясно и логично излагать полученные базовые знания;

·        реализовывать относящиеся к профильным дисциплинам методики и технологии;

·        совершенствовать качество исследований, относящихся к профильным дисциплинам.

Новой инновационной модели школы нужен и новый учитель, старый просто не вписывается в нынешнюю реальность, считает И. Калина, заместитель министра образования и на­уки.   Значит ли это, что этого прежнего учителя надо сбросить с «корабля современности»? Ни в коем случае. Просто нужно перейти  к главной формуле, по которой живут в цивилизованном мире, - «образование через всю жизнь». Наши педагоги сегодня уже поняли, чтобы достичь профессионального успеха, недостаточно однажды окончить вуз и почивать на лаврах до пенсии, будучи убежденным   в своих раз и навсегда полученных знаниях. 

Мы стремимся к тому, чтобы повышение квалификации учителя в первую очередь отражалось на повышении каче­ства образования учащихся.

            Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников.  Он учит  своих воспитанников трудиться, думать, созидать, творить; построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения.

Все дети без исключения талантливы: каждый ребёнок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, двигательной деятельности, сферах общения и лидерства. Каждый день работы с детьми таит в себе столько удивительного!

Педагоги стремятся создать для своих учеников ситуацию успеха! (Анисимов Герман Денис - Дипломант Всероссийских краеведческих чтений юных туристов-краеведов(руководитель Лермонтова Л.И.); Суслин Алексей – дипломант международного литературного конкурса «Купель», по произведениям А. Костюнина (руководитель Доночкина И.Н.); Быкова Снежана -  призер Всероссийского конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность» (руководитель Логинова Р.Н.)

Конечно,  дети талантливые есть и их очень много, в каждой школе есть 2-3 звезды с повышенными образовательными способностями, которые активно проявляют себя и заметны. Вот их-то мы хорошо умеем использовать.  Но я  посмотрел списки участников городских этапов олимпиад. В каждой школе есть ребенок, который защищает ее честь на олимпиаде по 3, а то и 5 предметам. Нет сомнения, это талантливый, или, по крайней мере, старательный ребенок. А сколько нераскрытых и нереализованных нами талантов остается в его тени!

Что ещё должно быть на высшем уровне в работе учителя? Конечно же, уроки. Хороший урок - это урок, в котором все продумано до мелочей: эмоции, стиль, формы и методы обучения, учтены индивидуальность и интересы каждого ученика.  (использование инновационных технологий, фото) наши педагоги ежегодно обобщают свой опыт лучших педагогических практик, собирая в методические сборники  свои лучшие уроки.

Продуктивный урок – цельная картина, хотя и составлена из кусочков, но каждый кусочек по-своему несёт и смысл, и назначение. Надо помнить, что настоящий учитель – это тот учитель, который знает, что на уроке неспособных и равнодушных детей нет. Нужно только найти в ребенке струну, суметь её настроить, и тогда она зазвенит, а урок пройдёт как картинка. Лучшие уроки наших педагогов становятся достоянием родителей, общественности, педагогов не только города, но и республики.

Научить мыслить планетарно - одна из задач современного учителя.  Еще Бисмарк сказал, что все битвы - и на войне, и в экономике - выигрывает школьный учитель. В России авторитет и статус учителя на протяжении многих веков были более высокими.  Справедливо сказано:   писатель живёт в своих произведениях,  художник – в картинах, скульптор – в создании им скульптурах,  а учитель в мыслях и поступках людей. 

Каждый день я открываю школьную дверь и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза- любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они много ожидают от меня. И я дарю им счастье познания и общения, ведь я –  учитель.

 

День прошел... И классы опустели...

Размышленьям предаюсь опять:

Почему с детьми  судьбу связал

И учителем надумал стать?

 Почему? Ответа нет, но знаю,

Что профессию не выбрал я.

"Будь учителем!" - душа мне подсказала.

Видно, быть с детьми судьба моя!

 Чем могу я отплатить за этот

Драгоценный дар моей судьбы?

Только тем, что я подарить навеки

Детям капельку моей души...

 

В преддверии  Дня знаний хочется вначале всем  педагогам нашей школы сказать спасибо  за труд, за небезразличие, душевность и духовность. За спиной у нас жаркое лето 2010 года, которое войдет в историю своими природными аномалиями, а впереди не менее жаркий 2010-2011 учебный год, который должен войти в нашу с вами личную историю и судьбу, как год педагогических достижений и успехов. Верю в наш общий потенциал и неизбежные успехи. От души желаю всем доброго здоровья, творческих удач и прекрасного настроения! Пусть легко покоряются самые высокие вершины знаний, а любые смелые замыслы находят успешное воплощение! Счастья, добра и благополучия!