Презентация и педагогическая оценка авторского опыта проблем и перспектив преподавания курса ОРКСЭ по модулю «Основы мировых религиозных культур»

 

Вопросы о введении учебного курса Основы религиозных культур и светской этики были рассмотрены в декабре 2009 года на педагогическом совете  школы, где была обсуждена Инициатива Президента РФ о введении в школах апробации комплексного учебного курса, знакомящего школьников с основами религиозных культур и светской этики.

            Мы увидели значимость инициативы  и  приняли решение провести в 4-х классах родительское собрание, побеседовать с обучающимися о выборе модуля. В декабре во всех 4-х классах прошло родительское собрание, на котором выступила заместитель директора школы, раскрыв цели и задачи курса, содержание модулей. Родители  единодушно выбрали модуль «Основы светской этики».

В середине учебного года состоялось расширенное заседание Управляющего Совета с присутствием представителей родительских комитетов 4 классов, где мы обсудили вопросы подготовки к апробации курса: это и подготовка кадров, комплектование групп, обеспеченность учебно-методической литературой, учебниками, мультимедийной и компьютерной аппаратурой.

В марте 2010 года двое педагогов  нашей школы прошли курсовую подготовку по преподаванию нового курса. Детям были розданы учебники, компакт-диски, родителям – книга для родителей. Модуль «Основы светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностей, светских традиций, на понимание их значений в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Данный  учебно-методический комплект к модулю «Основы светской этики» включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник, книгу для родителей, мультимедийный диск. Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором  есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд, разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер», «Исторические факты». Вместе с тем, затрудняют работу: мелкий шрифт, невозможность увеличения шрифта. В электронном приложении не достает отрывков из фильмов, авторского чтения художественных произведений, мал иллюстративный ряд. Возможность пользоваться данным  диском есть у каждого школьника. Учебники  в основном соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Однако, иллюстрации в учебнике не всегда соответствуют теме урока, желательно, чтобы материалы учебника были дополнены отрывками из художественных произведений по темам, терминологическим словарём. С целью организации творческих работ, усвоения основных понятий, контроля я считаю, что необходимы рабочие тетради к учебнику, которые  позволят организовать смену деятельности школьников на уроках, использовать разнообразные формы работы.

Все родители обучающихся 4 класса были ознакомлены с книгой для родителей, в которой раскрываются структура и содержание курса, актуальность данного курса. Особое место в книге отводится главе «Взаимодействие школы с семьей», даны практические советы, как помочь ребенку в изучении курса. По результатам опроса родителей можно сделать вывод, что книга дала возможность осмыслить значимость данного курса, как курса, который  позволяет совместно с родителями решать проблемы  воспитания ребят.

Книга для учителя содержит материалы по истории религии, основным религиозным направлениям, специальный раздел посвящен светской этике. В данном разделе содержатся материалы непосредственно для учителя, но нет практических рекомендаций по урокам, недостаточно   литературное сопровождение.

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.  

Моя работа в рамках модуля проходила в несколько этапов. Первый этап  -подготовительный  прошел в сентябре месяце. Было проведено родительское собрание  по теме «Об изменениях  в содержании образования и введении курса ОРКСЭ». Тогда же было проведено анкетирование родителей  по выбору  модуля и отношению к введению курса.

Анкетирование показало настороженность, беспокойство родителей, так как они в полной мере  не владели информацией о содержании курса и еще не сформировали собственное отношение. По выбору родителей была сформирована  группа  по модулю «Основы светской этики».

На втором основном этапе, в марте месяце, было проведено родительское собрание по теме «Курс основы религиозных культур и светской этики»– требование времени». Цель которого - знакомство с курсом ОРКСЭ и  модулем «Основы светской этики», структурой, основным содержанием предмета, с тем, как будет организовано его изучение. В это же время было проведено повторное анкетирование родителей, которое показало изменение отношения родителей к данному курсу в положительную сторону: отмечены необходимость, значимость курса, его положительное влияние на детей. Родители  имели возможность посещать уроки в рамках модуля, им оказывалась консультативная помощь по подготовке домашних заданий. Они принимали участие в организации и проведении КТД в рамках модуля по теме «Нам без дружбы не прожить – дружбой нужно дорожить» (кстати, сегодня я дала мастер - класс по этой теме)

Целью данного мероприятия являлось выявление представления детей и родителей  о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствование созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха; содействие сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей. Итогом данного мероприятия стало совместная формулировка законов дружбы(слайд)

 В мае 2010 года на заседание  педагогического совета были приглашены педагоги, родители, участвующие в апробации комплексного учебного курса. Были заслушаны: заместитель директора по УВР, члены родительских комитетов, педагоги, преподающие модули. Также в конце учебного года прошло   итоговое родительское собрание, одним из вопросов которого было обсуждение курса ОРКСЭ в 4 классе, где родители высказали свое мнение об учебниках, о проведенных уроках, на которых они присутствовали, об отношении детей к этому предмету. 

 По мнению родителей,  данный курс необходим и не должен ограничиваться двумя четвертями, а иметь продолжение в старших классах. Вместе с тем родители отметили в качестве неудачного момента – введение курса в конце учебного года (4 четверть). Накопившаяся к концу года усталость детей, многочисленные календарные праздники, подготовка к годовым контрольным работам не позволяют в полной мере погрузиться в содержание данного курса и полноценную подготовку творческих домашних работ.

В моём 4 «А» классе  22 человека, с первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с нетерпением ждали урока ОРКСЭ, с удовольствием готовились к нему, выполняли рисунки, подбирали примеры, сочиняли рассказы, брали интервью  у своих родственников (эта форма работы вызывала у детей неподдельный интерес) : записывали их на диктофон или в тетрадь. По истечении двух месяцев я отметила, что отношения между детьми в группе стали ровнее, доброжелательнее.

            Все участники апробации оценили большую роль изучения курса в  воспитании обучающихся. Участники апробации учебного курса были ознакомлены с результатами мониторинга удовлетворенности преподаванием учебного курса ОРКСЭ, проведенного среди обучающихся, родителей, учителей. На вопрос «Было ли тебе интересно на уроках? - обучающиеся ответили, «ОРКСЭ стал одним из любимых предметов».

Третий этап – заключительный (1 четверть пятого класса). Его цель – подготовка учащихся и  их родителей к завершению изучения курса. На этом этапе будет подведение итогов апробации ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики». Последние уроки предполагают совместную творческую деятельность школьников, изучающих разные модули с привлечением родителей.  

            Результатом проведённых уроков в 4 классе стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

Полученные результаты свидетельствуют о значимости данного курса для решения задач начального образования, его концептуальном единстве  со стандартом второго поколения (ФГОСТ) и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В целях подготовки на новый 2010-2011 учебный год в четвёртых классах также будут проведены родительские собрания с приглашением: директора, обучающихся нынешних 5-х классов, родителей 4-х классов, педагогов, преподающих модули. Родители и дети поделятся впечатлениями  об изучении модулей,  учителя дадут рекомендации.