«Интеграция школы и вуза как основа системы непрерывного образования» в ФГОУ высшего профессионального образования «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»

Добрый день! Я не считаю себя на этой встрече человеком случайным. С ЧГУ меня объединяют давние связи: во-первых за 13 лет моего директорства не один десяток выпускников нашей школы успешно закончили стены этого вуза, многие продолжают учиться и сейчас, во-вторых, я и сам в какой-то степени выпускник этого Вуза: в 2008 году прошел переподготовку по программе «менеджмент»,осенью этого года был заключен договор о сотрудничестве между ЧГУ и МОУ «СОШ №3».

Сегодня я выступаю не только в качестве директора школы, который заинтересован в успешности своих выпускников, но и как глава города, заинтересованный в его процветании и развитии. Предлагаю вашему вниманию три взгляда на возможности сотрудничества средних школ малых городов и ВУЗов.

В современном мире роль образования стремительно возрастает. Оно все более неуклонно превращается в одно из важнейших условий развития экономики и гражданского общества.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года старшее звено школы планировалось как профильное, что предполагало, в частности, отработку системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. Наша школа, как и ряд других образовательных учреждений республики, реализуя концепцию профильного обучения, вступила так же в эксперимент по индивидуализации образования, и вот уже второй год одна группа учащихся нашей школы занимается по индивидуальным учебным планам, позволяющим им реализовывать не только обучение на профильном уровне, но и осуществлять индивидуальный учебный маршрут в условиях малого города.

Необходимо отметить, что интеллектуальный потенциал подрастающего поколения малых российских городов достаточно высок, многие родители имеют высшее образование и настроены на академически ориентированное образование своих детей. Удаленность от вузовских центров существенно усложняет для учащихся возможность очного общения с представителями высшей школы, а это, в свою очередь, значительно правильный профориентационный выбор и снижает конкурентоспособность школ таких городов на рынке образовательных услуг. Поэтому весьма перспективными направлениями инновационной деятельности школы малого города являются:

1. Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся через специализацию в рамках профильного обучения.

2. Отработка механизмов взаимодействия школы малого города с вузами с целью модернизации форм учебного процесса.

Что касается первого направления, то определенный опыт создания профильного обучения в малом городе в нашей школе накоплен. Шумерля - типичный малый город средней полосы России. Перед учащимися города, желающими продолжить свое обучение в ВУЗе всегда стоит вопрос: куда и как им лучше поступить? Одним из вариантов решения такой проблемы раньше являлось обучение в различного рода заочных школах и на подготовительных курсах, но в последние  годы, когда появилась возможность сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗы при рассылке сертификатов, ученик уже чаще всего выбирает не конкретный ВУЗ, а место обучения, где хватает набранных баллов или родительских средств. При этом резко расширилась география поступления наших выпускников и, как следствие их дальнейшее трудоустройство за пределами родного города. Статистика и география поступления в Вузы говорит сама за себя.

Учащиеся нашей школы демонстрируют высокое качество знаний (до 75%  в профильных классах), становятся победителями муниципальных олимпиад и конференций, призерами республиканских и межрегиональных. По итогам  прошлого учебного года мы в своем кластере 38  городских школ Чувашии с численностью менее 30 выпускников занимаем лидирующие позиции.

Стратегия и тактика работы нашей школы всегда строилась на основе изучения потребностей социума, для чего неоднократно проводились опросы и анкетирование, которые помогали выявить те направления развития школы, которые, по мнению учащихся и их родителей, являются наиболее важными. На сегодняшний день мы на протяжении нескольких лет успешно реализуем три профиля обучения: химико-биологический, социально-гуманитарный и физико-математический.

Особая роль в сегодняшнем обществе принадлежит инновационному образованию, которое ощутимо переживает период сложного поиска форм и методов преодоления названного выше разрыва. По нашему мнению, формирующееся взаимодействие высшей школы и школы можно рассматривать как один из плодотворных путей, как в этой области, так и в области социализации учащихся. Изучение мнения непосредст­венных субъектов этого взаимодействия - учителей, учащихся и их родителей позволяет посмотреть на проблему «изнутри», выявить особенности восприятия инноваций участниками образовательной деятельности.

            Мы провели социологический опрос учителей, детей и родителей нашей школы. Одной из задач было изучение установок и ориентации учителей на сотрудничество с вузом. Опрос показал, что практически все преподаватели считают проблему взаимодействия высшей школы со средней школой очень важной и актуальной. Особый интерес представляют ответы учителей на вопрос: «Как Вы понимаете взаимодействие высшей школы и школы в настоящее время?». Разброс мнений учителей здесь широк: от самого общего понимания взаимодействия вуза со школой как «тесного сотрудничества» до конкретных предложений по формам этого сотрудничества.

Результаты опроса позволил нам  охарактеризовать опрошенных учите­лей по их установкам на сотрудничество с вузом следующим образом. Первая группа опрошенных учителей (их 35,7%), условно обозначенная как «проектники», относится к взаимодействию высшей школы со школой как к тесному сотрудничеству на уровне создания совместных программ, проектов, учебников. Для этого, по их мнению, необходимо вузу и школе выработать общую стратегию и программу подготовки учащихся. Они считают назревшей необходимостью создание общего руково­дящего органа (центра, структуры) для координации взаимодействия администрации и преподавателей вуза и школы. К эффективным они относят следующие направления взаимодействия вуза и школы:

ü     осуществление совместных долговременных и краткосрочных проектов;

ü     проведение совместных мероприятий вуза и школы (конференций, семинаров, совещаний);

ü     участие школьников и учителей в вузовских конференциях, совместный выпуск печатных работ (сборников, учебников и т. д.).

Почти 36% (точнее - 35,7 %) опрошенных учителей (они условно обозначены нами как «профильники») понимают взаимодействие вуза со школой как основу профильного обучения, целью которого является непосредственная подготовка учащихся к учебе в вузе по выбранной специальности. В содержательном плане взаимодействие трактуется ими как «обучение, взаимообмен формами работы, возможность преподавателям вузов работать с ученической аудиторией». Речь идет прежде всего о преподавании специальных курсов работниками высшей школы и проведении ими просеминаров по отдельным предметам, а также об оказании методической помощи школе со стороны вузов. Основной лозунг данной группы учителей, раскрывающий их понимание взаимодействия высшей школы и школы, - «Каждой предметной области в школе - научный руководитель вуза, либо консультант!». Они считают, что это залог хорошего, качественного образования школьников, успешного по­ступления и обучения их в вузе. Самыми эффективными формами взаимодействия высшей школы и школы эта группа учителей считает спецкурсы и просеминары, подготовку школьниками творческих работ и защиту их на конференциях, проведение предметных «круглых столов» и мастер-классов для преподавателей.

Результаты опроса учителей показали достаточно высокий уровень осознания ими сущности и важности происходящих перемен. Большинство из них отмечают, что взаимодействие высшей и средней школы расширяет общее образовательное пространство и повышает качество образования. Они уверены, что все субъекты, включенные в это взаимодействие, выигрывают. Вузы получат реальное представление об уровне подготовки современных школьников и получат возможность участвовать в его повышении, получая хорошо подготовленных абитуриентов и студентов.

В свою очередь школа заинтересована в росте своего престижа и статуса на рынке образования. Учителя смогут повысить свое профессионально-квалификационное мастерство, дополняя его новыми формами деятельности и новыми видами знаний. Учащиеся получат добротное образование, отвечающее современным требованиям и стандартам, а также навыки на­учно-исследовательской деятельности. Родители получат возможность получить представление о требованиях к образованию в вузе, а также убедиться в правильности профессионального выбора своих детей. Государство и работодатели также выигрывают, получая «на выходе» из вуза высокопрофессиональный персонал.

Опрошенные учителя сознают, что «локомотивом» современного взаимодействия вуза и школы является внеэкономические и личностные факторы: энтузиазм, инициатива и взаимное желание сотрудничать активных и творческих персон. Педагоги знают, что в настоящее время на уровне администрации вуза и школы связи, договоренности и обязательства отсутствуют, понимают, что необходима системная, структурированная и плановая работа в рамках совместной программы развития вуза и школы, обеспеченная правовым полем и обеспечивающая преемственность общего и высшего образования. Разумеется, это также ограничивает инновацион­ную активность учителей. Все опрошенные учителя считают, что должна быть заинтересован­ность и поддержка государственных органов в таком взаимодействии. Не­маловажна для них и материальная мотивация участия их в сотрудничестве вуза и школы. По их мнению, творчески работающие преподаватели  вузов и школы должны всячески поддерживаться и материально поощряться.

Результаты опроса родителей учащихся показали, что они  так же считают проблему взаимодействия современной школы с высшей школой очень актуальной. В отличие от учителей, у родителей преобладают социально-прагматические установки и мотивы на обеспечение будущего своих детей. От сотрудничества вуза со школой они ждут многого: повышения уровня образования своих детей, углубленных знаний по выбранным предметам, психологической адаптации детей к вузовской системе образования, помощи им в профессиональной ориентации, развитии навыков работы с информацией, опыта публичных выступлений, подготовки к проектно-исследовательской деятельности. Но больше всего от этого сотрудничества родители ожидают помощи в поступлении своих детей в вуз. Многие опрошенные родители отметили, что взаимодействие вуза со школой уже сейчас способствует росту теоретической базы знаний учеников, пробуждает их интерес к обучению, дает возможность познакомиться с требованиями высшей школы, позволяет сделать осознанный выбор бу­дущей специальности, развивает навыки самостоятельной творческой работы, учит независимо и креативно мыслить, помогает реально оценивать свой потенциал, понять себя, проверить свои знания и творческие возможности.

Не менее важной задачей исследования было изучение мнения детей по этой проблеме. Результаты опроса учащихся 9-11-х классов свидетельствует об их информированности и интересе к этой проблеме. Очевидно, что у школьников, как и у родителей, преобладает социально-прагматическое отношение к проблеме взаимодействия высшей школы и школы. Их интересует, прежде всего, повышение уровня образовательной подготовки для последующего поступления в вуз. Это отмечают все опрошенные ученики. Они называют в качестве форм взаимодействия вуза и школы преподавание в школе работников вуза, организацию научной работы в школе в форме просеминаров, конференций, как знакомство с вузовской системой обучения, как новый способ работы с информацией, углубленная подготовка по выбранным предметам, расширенная информация о вузе, навыки научно-исследовательской работы.

Все это, считают дети, помогает им в выборе профессии, а также сократить время адаптации к обучению в вузе. Вместе с тем дети отмечают, что сотрудничество вуза и школы - это обмен опытом и взаимная выгода для обеих сторон. Для многих учеников немаловажна и возможность расширения интересного общения и просто расширение кру­гозора.

Резюмируя изложенное, можно сказать, что организация школ, работающих совместно с вузами, позволяет создать оптимальные условия для полного обеспечения населения образовательными услугами, поможет профессиональной ориентации учащихся, будет способствовать развитию их творческих способностей.

Варианты взаимодействия:

1) преподавательская деятельность: дистанционные лекции и очные консультации (дополнительные занятия) по субботам.

2) методическая работа: включая проведение Круглых столов по наиболее важным вопросам совместной деятельности, а именно:

- требования и подготовка к вступительным экзаменам;

- разработка и апробация «сквозных» программ;

- направления дополнительного образования;

- совместная исследовательская и проектная работа;

- взаимодействие с родителями учащихся;

- реклама;

- издание методических материалов и некоторых других.

Выступление на родительских собраниях профильных и предпрофильных классов, Круглые столы с руководством ФДО по вопросам развития сотрудничества.

3) профориентационная работа, готовящая учащихся к профессиональному самоопределению – встречи с преподавателями и студентами в школе, посещение кафедр для знакомства с экспериментальной работой, посещение Дней открытых дверей.

4) дополнительное образование, предоставляемое ВУЗом. Особенно в контексте профессионального начального образования. (Пример Княгинино Нижегородской области)

5) материально-техническая помощь школе:

- приобретение оборудования для лабораторных практикумов;

- помощь в издательской деятельности.

6) целевое направление выпускников на педагогические специальности.

Таким образом, систему сотрудничества школы с ВУЗами в настоящее время можно выстроить так, чтобы максимально удовлетворить самые разные потребности учащихся, предоставить возможность получения высшего образования по всем возможным направлениям – техническому, естественнонаучному, социальному, экономическому, гуманитарному,  в области информационных технологий, права, что позволит обеспечить выпускникам перспективную и интересную работу в будущем, конкурентноспособность и востребованность на рынке труда.