Современные технологии экологического воспитания в школе

Выступление на Круглом столе

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Лаборатории воспитания экологической культуры, ИВС РАО

 

18 ноября 2010 года

Современные технологии экологического воспитания в школе

Голованова Е.Н.,

учитель географии

МОУ «СОШ №3» г. Шумерли

 

 

Если человек в расцвете юных сил,

 когда ум и рассудок очень восприимчивы,

 ничего не постигнет, то не постигнет

и в течение долгой жизни

 (Ас-Самарканди)

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. С конца 60-х годов человечество столкнулось с проблемой глобального экологического кризиса и поставило перед учеными задачу: разработать как стратегию, так и технологию выхода из него. Такой социальный заказ обусловил усиление тенденции «экологизации» всей науки. Экология - наука будущего и само существование человека напрямую зависит от прогресса этой науки.

Экология для ребенка – это все, что его окружает - и дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и, наконец, сам человек. Целью экологического образования является формирование экологической культуры личности. Экологической личностью является личность с экоцентрическим типом экологического сознания, которая характеризуется тремя главными особенностями:

1)      психической включенностью человека в мир природы;

2)      субъект-субъектным характером восприятия природных объектов, когда природные объекты наделяются способностью выполнять функции субъекта;

3)      стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.)

Основными принципами формирования экологической экологического культуры для нас являются:

1.      Междисциплинарный подход к формированию экологической культуры обучающихся.

2.      Системность и непрерывность изучения экологического материала.

3.      Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня, когда стали давно привычными спортивные школы, математические школы, гуманитарные школы, школы искусств и т.д., понятие «экологическая школа» продолжает выглядеть несколько экзотично. В то же время комплексный характер экологического образования, его межпредметное содержание связаны с необходимостью координации усилий педагогов предметников в рамках единой педагогической системы, каковой и должна выступать экологическая школа.

Наша школа, школа №3 г. Шумерли является, прежде всего, общеобразовательной школой и обеспечивает подготовку учащихся по всем предметам, согласно государственным стандартам. Это не учебное заведение, готовящее профессиональных экологов, а школа, считающая своей главной задачей  формирование высокого уровня экологической культуры у своих выпускников. Специфика организации и содержания образования в школе позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции экологии в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем или через создание специальных курсов, предметов, кружков.

С 2004 года школа одним из генеральных направлений своей деятельности взяла экологическое воспитание обучающихся и осуществляет это по следующим направлениям:

1.      Максимальное использование эколого-образовательного потенциала всех учебных дисциплин.

2.      Наполнение экологическим содержанием формальных упражнений и задач по русскому языку, математике и т.д.

3.      Комплексное целенаправленное использование различных внеклассных форм экологического образования

4.      Специальная организация внеурочного образовательного пространства.

Формирование экологического сознания нуждается в поиске яркой, интересной, легко запоминающейся формы. Именно поэтому в школе создан и успешно функционирует «Клуб любителей зеленых растений», который занимается не только благоустройством школьного двора, но и оформлением школьных рекреаций, контролирует наличие «Цветочного паспорта класса», проводит большое количество природоохранных акций. Результаты деятельности - это такое благоустройство  школьного двора и прилегающих территорий, которое позволяет становиться победителями городских и республиканских конкурсов на лучшее благоустройство школьного двора и прилегающих территорий: 2006 год – 1 место в городе, 3 в Республике, 2009 год – 1 место в городе и 1 место в республике.)

Прекрасную возможность как для непосредственной оздоровительной работы с детьми, так и для активной воспитательной деятельности, шаг за шагом включающей самого ребенка в процесс формирования здоровья и благоприятной окружающей среды дает летний пришкольный лагерь «БЭМС» (быстрые, экологичные, милые и смелые).

В лагере функционирует пять Центров погружения: «Эко»-центр, «Инфо»-центр, центр Творчества, «Лидер»-центр и «Спорт»-центр. Каждый отдыхающий может выбрать себе центр по душе и вместе с воспитателями организовывать работу Центра. «Самая высшая красота там, где встречаются две природы: естественная и созданная человеком», - сказал М. Горький. «Городские» дети имеют мало навыков общения с природной средой, несмотря на солидную базу теоретических знаний, поэтому программа экологического лагеря помогает детям обогатить восприятие природы, получить новый взгляд на привычные объекты в процессе трудовой деятельности и активного отдыха. Дети и подростки вовлекаются к очистке прилегающих лесов, городского парка и близкорасположенных водоемов от захламлённости, уходу за саженцами деревьев, за цветочными клумбами. Среди основных экологонаправленных мероприятий хочется выделить акцию «Чистый берег – радость людям!», операцию «Живи, родник!», «Бал Цветов», «День рыбака». В Год учителя на территории школьного двора успешно реализован проект «Аллея Заслуженных учителей».

Стремление сделать процесс обучения и воспитания наиболее эффективным заставляет педагогов искать более эффективные способы формирования экологической культуры и познавательной активности обучающихся. Формирование экологической культуры начинается с младших классов: Рябова Н.В. реализует проект «Экологическое образование и воспитание младших школьников». Совместными усилиями учителей Силовой Т.Н, Рябовой Н.В. и Князьковой Е.П. для учеников и родителей был подготовлен устный журнал «Берегите природу!». Тема бережного отношения к природе постоянно затрагивается на занятиях студии «Живое слово» Кашкаровой М.Н., Катюшина С.Н. ведет кружок «В гармонии с природой» и умело использует природоведческий материал в учебно-воспитательном процессе. В школе собран экологический задачник, куда вошли экологические задачи по математике, физике и химии, направленные на формирование экологического мышления, сознания, что непосредственно отражается на уровне экологической культуры.

Традиции, закладываемые учителями начальной школы, находят продолжение в старшей школе. Ученики стали постоянными участниками НПК по экологии, акций «Марш парков»; «День птиц». Ежегодно на «День птиц» к нам приезжает Республиканская Молодежная экологическая дружина, создающая праздничную атмосферу и в конкурсной форме выявляющая лучших знатоков орнитологии.

Незаменимым помощником в формировании бережного отношении к природе является школьный библиотекарь Лоскутова А.В. В библиотеке находит отражение экологический календарь, дети постоянно знакомятся с периодическими изданиями о мире природы.

С 2005 года в школе создана «малая школьная академия» для учеников начальных классов и в рамках декады Земли в школе проходит Неделя науки, где дети вынесут на суд зрителей свои экологические проектно-исследовательские работы. Одним реализованных проектов стал проект «Создание экологического вестника».

Об организации исследовательской работы в школе знают не понаслышке: все ученики не раз становились объектом и субъектом исследовательской деятельности. Кроме того, в рамках Декады Земли проходят Сухомлинские чтения, на которых представители каждого методического объединения рассказывают о реализации экологического компонента в рамках своей предметной плоскости.

Думается, что отражение в процессе воспитания перечисленных знаний будет в некоторой степени определять отношение ребенка к окружающему миру.

Наиболее оптимально модель экологической школы реализуется в педагогике Сухомлинского. В.А. Сухомлинский стремился, чтобы ребенок увидел красоту природы, которая становится еще красивей оттого, что к ней обратил свою заботу он, ребенок. Важно вести обучающий процесс так, чтобы ребенок не только видел окружающий мир таким, каков он есть, но и стремился делать его лучше. Воспитательный смысл избираемого учителем метода обучения приобретает в связи с этим особенно большое значение.

Из опыта В.А Сухомлинского для реализации в практике экологического образования и воспитания мы стремимся осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы через комплекс учебных и внеурочных мероприятий.