Маршруты дистанционного обучения МОУ «СОШ №3» г. Шумерли

«Маршруты дистанционного обучения МОУ «СОШ №3» г. Шумерли»

 

Дистанционное обучение в его современном понимании уже широко распространилось по многим странам мира. В начале 90-х годов, когда дистанционная форма обучения делала лишь первые робкие шаги, многие сводили его к возможности использования удаленных информационных ресурсов или обучению с помощью электронных средств.

В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя, будь то в вузе или в школе, полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением.

Основа его – компьютерные телекоммуникации, Интернет-технологии. С их распространением идет и достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в университетах, системе повышения квалификации, в школах. Хотелось бы подчеркнуть, что дистанционное обучение рассматривается подавляющим большинством педагогов в разных странах мира именно как новая форма обучения.

Востребованность этой формы обучения растет с каждым годом.

Если говорить о школьном образовании, что является темой настоящего выступления, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы:

·         заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь оказывают дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов.

Поэтому для создания условий в получении качественного образования на старшей степени обучения, реализации принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса в 2009 году на базе МОУ «СОШ № 3» г. Шумерли была открыта республиканская экспериментальная площадка по апробации технологий индивидуализации образовательного процесса «Мое образование». В данном эксперименте на сегодняшний день участвуют обучающиеся 10 класса.

·         очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме.

МОУ «СОШ №3» г. Шумерли является республиканской экспериментальной площадкой «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции» и продолжает успешно работать уже второй год.

Так, на очном туре Республиканской конференции-фестиваля творчества обучающихся образовательных учреждений Чувашской Республики «Excelsior-2010» обучающаяся 10 класса по дистанционной модели образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МОУ «СОШ №3» г. Шумерли стала призером в секции педагогики, заняв 2 место.

·         в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны.

Наше образовательное учреждение, накопив опыт работы по дистанционной форме, с осени 2010 года получило статус республиканской стажерской площадки по направлению «Развитие дистанционного обучения физике и математике». Работая в данном направлении, учителя-новаторы МОУ «СОШ №3» широко распространяют свой опыт работы, проводя семинарские занятия для учителей математики и физики сельских и городских школ в оффлайновом и онлайновом режимах.

·         весьма полезна дистанционная форма обучения для системы профильного обучения, а также при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ. С ее помощью можно организовать профильное обучение, которое позволяет учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя.

С сентября 2010 года обучающиеся 11 класса МОУ «СОШ №3» стали участниками дистанционных курсов, которые проходят в государственном образовательном учреждении высшего профессионального учреждения «Московский государственный открытый университет». Ребята выполняют задания по алгебре, физике, русскому языку и обществознанию в дистанционном режиме. Хотелось бы выразить слова благодарности преподавателям университета, которые оказывают помощь обучающимся в изучении данных дистанционных курсов Левановой Татьяне Валерьевне, Максимову Алексею Николаевичу и Тимофеевой Наталье Николаевне.

·         наконец, дистанционная форма обучения дает возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

Для предоставления такой возможности на персональных сайтах учителей нашей школы опубликованы методические и дидактические материалы по предметам.

МОУ «СОШ №3» г. Шумерли стремится к тому, чтобы дистанционное обучение стало составной частью единого учебного процесса.

На сегодняшний день 17 педагогов школы прошли курсовую подготовку в ГОУ ЧРИО «Методика организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», 6 учителей повысили свою квалификацию, познакомившись с условиями обучения детей с ограниченными возможностями в школе «Технологии обучения» г. Москва.

Практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время.

Очные же занятия в большей мере предназначаются для общения (дискуссии, работам над проектами, защитам проектов, выполнению совместных лабораторных и практических работ, консультациям с учителем для отдельных учащихся, пр.). Это вовсе не означает, что отменяются уроки и все переносится на самостоятельное изучение.

В перспективе МОУ «СОШ №3» г. Шумерли планирует выпустить «Путеводители по дистанционным курсам для предпрофильной и профильной подготовки». Они будут способствовать эффективному использованию учебного времени и оптимизации процесса обучения с помощью построения индивидуального учебного плана.

Подводя итог, можно сказать следующее: новый подход к системе обучения, диктуемый принципами личностно-ориентированного подхода, конструктивизма, предусматривающими формирование самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией требует и новых форм обучения.