Роль психолого-педагогической службы в организации инклюзивного образования в школе

 

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции

«Организация инклюзивного образовательного пространства в условиях комплексной модернизации системы образования»

 

Роль психолого-педагогической службы

в организации инклюзивного образования в школе

Е.П. Казикова - педагог-психолог,

Голованова Е.Н. - зам директора  по УВР, к.п.н.,

МБОУ «СОШ №3» г. Шумерли

 

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает школьного психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, школьный психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии.

На практике эта деятельность заключается в:

  • мерах по первичной, вторичной и третичной профилактике школьной дезадаптации;
  • фасилитации перемен в жизни школы, связанных с внедрением инклюзивного образования;
  • планирование дальнейшей образовательной траектории, иногда на очень длительный срок;
  • индивидуальное и групповое консультирование по психологическим аспектам инклюзивного образования.

Что касается детей, психолог отвечает за их психологическое благополучие.

В нашем образовательном учреждении обучается и воспитывается в 2011-2012 учебном году семь детей, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы при создании особых условий – это дети и подростки с проблемами зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, дети с задержкой психического развития, а также со сложными недостатками развития – дети,  находящиеся на надомном обучении. Трое из них они имеют статус инвалида, двое ограничены в свободе передвижения, соответственно и в социальной значимости. У них очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Кроме того, в школе 3 ребенка-инвалида обучаются в обычных классах по общеобразовательным программам. Всего в школе 11 детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное обучение для детей с особыми потребностями организовано на основании справок медико-социально экспертной комиссии.

В марте 2009 года на базе школы была открыта экспериментальная площадка Министерства образования и молодежной политики «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностям здоровья» и проведен отбор для участия в эксперименте среди обучающихся с особыми потребностями. Для каждого обучающегося была разработана образовательная программа с учетом их индивидуальных особенностей и уровня знаний, составлен учебный план. Заключены договора с родителями обучающихся, с ВолгаТелекомом. На сегодняшний день в системе ДО работает 17 педагогов. Они все прошли курсы и получили квалифицированную помощь Республиканского государственного образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики ЧР, Чувашского республиканского института образования. 6 учителей прошли специализированные курсы повышения квалификации, организованные ГОУ Центр образования «Технологии обучения» г. Москва.

Дети и их окружение находятся в психологически сложной ситуации, поэтому каждому из ребят и их близким необходима психолого-педагогическая помощь.

Основная технология в работе педагога-психолога является психологическое сопровождение развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В период становления инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении работу  школьного психолога можно назвать чисто подготовительной - совместно с администрацией важно принять для себя решение о возможности организации обучения детей с теми, или иными проблемами, согласовав это решение с педагогами. Без подобного согласования, обдумывания и обсуждения, методом простого насаждения инклюзивное обучение не было бы столь эффективным.

Уже на стадии принятия решения в школе о внедрении инклюзивного образования  проведена серьезная подготовка и первоначальное обучение учителей – предоставление доступной информации о детях с различного рода особенностями, описание типичных для таких детей особенностей эмоциональной сферы, поведения, усвоения образовательной программы. Эта часть работы заняла немного времени, но требовала деликатности и открытости.

На начальном этапе был проведен семинар-обсуждение, где учителя смогли в свободной форме высказать свои опасения, заблуждения и надежды. Важно было определить особенности и стиль преподавания учителя, знающего об особенностях развития ребенка, его сильных и слабых сторонах.

Следующей задачей в связке с учителями стало прогнозирование трудностей детей в плане овладения программным материалом, поскольку с какими трудностями столкнется ребенок, можно было предположить уже заранее. Понимание особенностей ребенка с тем или иным вариантом развития и выбор на этой основе тех или иных специальных мер, помогли детям адаптироваться с наименьшими потерями, а учителям чувствовать себя компетентными в данной ситуации.

До начала обучения мы продумываем варианты адаптации программного материала, то есть, составляем индивидуальный учебный план.

Тут психолог играет роль своеобразного эксперта – оценивает психологическую адекватность учебного плана - его природосообразность и соотнесенность с задачами социальной адаптации конкретного ребенка. Понятно, что сами образовательные стандарты психолог изменить не может, но он может предложить варианты адаптации требований (тетради с разноуровневыми заданиями по одним и тем же темам, и соответствующие такому разноуровневому обучению методические рекомендации).

Индивидуальные планы работы для детей с особыми образовательными потребностями основываются на возможностях, сильных сторонах развития и интересах учащихся. Учитель составляет планы в совместном диалоге с родителями и специалистами. Родители прислушиваются к мнению педагогов и специалистов, но они имеют право вносить изменения в этот план, который впоследствии подписывают и периодически отслеживают степень его реализации. Такой план составляется максимум на год. На его основе учитель составляет и еженедельный и ежедневные планы.

Для успешной работы педагогов с детьми, включенными в образовательное пространство, в школе предусмотрено ведение следующей документации:

  • Список детей с описанием особенностей каждого ребенка.
  • Рекомендации специалистов для работы с "особыми" детьми.
  • Дневник наблюдений за "особым" ребенком.

Инклюзивное образование обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ОВЗ и детей-инвалидов. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы, оптимально возможные на данный период в школе, условия для обучения и развития, для детей-инвалидов – в соответствии с предписаниями индивидуальных программ реабилитации, разработанных специалистами медико-социальной экспертизы, а также согласно образовательной программе, рекомендациям Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, разрабатываются индивидуальные маршруты, программы сопровождения.

В учебный план и план воспитательной работы с такими детьми  вводятся оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия. Помимо этого с учащимися ведет коррекционную работу педагог-психолог.

Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

С этой целью в школе разработана программа курса «Психология общения». В рамках данного курса предусматривается научить ребят решать проблемы затрудненного общения: от разъяснения источника проблемы до самовоспитания. Работа направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде.

Этапы построения данной программы для обучения детей с ОВЗ и инвалидов состоят из наблюдения за ребенком (чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития), выявления, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом, решения, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются. Затем необходимо  разделить каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за одно занятие, после чего осуществить переход к следующей ступени.

В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей.

Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно  здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи. Часто семьи отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка,  поэтому целью психологической работы с родителями в нашей школе, становится создание условий для социальной адаптации семей с "особым" ребенком.

Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидов – выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей, поэтому очень важно о психолого-педагогическое образование родителей. Методологическим основанием этой работы является положение, что семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его личностные особенности.

Задачей психологической работы с родителями детей с ОВЗ  и инвалидов  является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия с семьей. Используя традиционные формы и методы работы с родителями (классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции, посещение семьи, родительские тренинги), мы расширили формы взаимодействия с семьей (родительские чтения, психологические разминки, практикумы, родительские вечера, дискуссии, круглые столы, выпуск информационных бюллетеней, буклетов, памяток).

Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями  в нашей школе являются родительские собрания, которые проводятся в активных формах с участием учителей. На таких собраниях-тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.

На таких собраниях-тренингах используются элементы следующих методов: дискуссии, игры, совместная деятельность, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ  поступков детей и родителей, анализ типов коммуникативных взаимоотношений, анализ ситуаций, анализ видео- и аудиоматериала.

Несколько советов, которые необходимо выполнять родителям:

1.        Не ожидайте слишком многого сразу.

2.        Будьте реалистами.

3.        Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше.

4.        Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.

Родители принимают активное участие в процессе реабилитации детей, поэтому они имеют право присутствовать на всех уроках своих детей.

Благодаря различным формам взаимодействия между родителями, педагогами в школе удалось создать родительское сообщество, которое в настоящее время не просто выполняют свои семейные функции, но и становится соучастником коррекционно-развивающего учебного процесса.

Психическое и физическое здоровье ребенка-инвалида и с ОВЗ сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, городе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах, спортивных мероприятиях и др. Ребята привлекаются в учреждения дополнительного образования.     

Уже с самого начала обучения такого ребенка в школе  педагог-психолог и социальный педагог работают с классом, в котором учатся дети с ОВЗ. Проводятся игровые занятия со всеми детьми в классе, способствующие лучшей адаптации всех детей, их эмоциональному сплочению. Это особый пласт именно психологический работы. Необходимо понять, что одна из основных задач обучения особых детей – это задача социальной адаптации. Как показывает опыт, эта работа не столько непосредственно связанна с игротерапевтическими задачами, сколько трансляция приемов «сплочения» детей во внеурочное время,  различных коммуникативных и «общих» занятий и игр, которые  идут на пользу всем детям, как имеющим трудности в развитии, так и совершенно нормативным. Чрезвычайно важная задача – работа с детьми, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

Между обычными детьми и детьми с особыми потребностями  в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Эта дружба помогает им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно, и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Инклюзивный класс - это место, где дети с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости.

Психологически чрезвычайно важно, чтобы все педагоги школы старались спокойно и адекватно общаться с особыми детьми, по возможности не выделять их особенности перед другими детьми, не обсуждать без необходимости их проблемы.

В школе для работы с детьми с особыми образовательными потребностями обязательно нужна психолого-педагогическая служба, в круг обязанностей которых входит не только развивающая или коррекционная работа с детьми, но и постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком.