Специализированный кабинет в школе - условие реализации здорового образа жизни обучающихся (из опыта работы «СОШ №3» г. Шумерля)

Специализированный кабинет в школе - условие реализации здорового образа жизни обучающихся (из опыта работы «СОШ №3» г. Шумерля)

 

Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы. Согласно данным официальной статистики, за последние годы отмечено прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения, в том числе – здоровья детей, подростков и молодежи. Кризис здоровья детей угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. С 1992 по 1999 гг. вдвое возросла заболеваемость детей и подростков практически по всем видам болезней, более 60% подростков страдают хроническими заболеваниями.

В «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года» указывается, что основными направлениями политики в области охраны здоровья должны стать «формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умений и навыков здорового образа жизни». В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Сохранение и укрепление здоровья детей, таким образом, является проблемой не только здравоохранения, но и образования, поскольку именно в сфере образования имеются возможности для профилактической работы с большим количеством детей. В решении названной проблемы есть определенные трудности: имеющиеся образовательные программы в области здоровья чаще всего делают упор на знания, забывая об условиях обучения. Большую роль в сохранении здоровья школьников призваны выполнить специализированные кабинеты, или кабинеты, выполняющие специализированные функции, что находит свое отражение в конструкциях и компоновке школьной мебели.

Начиная с определенного класса, процесс обучения меняется. На смену общей направленности приходит более углубленное изучение предметов. В результате создаются специализированные кабинеты, такие как кабинет физики, химии, биологии, труда. Школьная мебель для специализированных кабинетов (физика, химия, биология, технология, информатика, иностранный язык, география) является основным компонентом в организации учебной среды. Для того, чтобы учеба была эффективной, во всех школьных классах и учебных аудиториях нужна функциональная, удобная и безопасная школьная мебель. Кроме этого, мебель должна соответствовать современным требованиям эргономики и гигиены.

            В нашей школе используется оборудование для специализированных кабинетов – специально разработанное для школы и  имеет необходимые для ее нормальной работы предметы, в содержании, построении и конструкции которых учтены специфика их использования и возрастные особенности учащихся. К ним относятся приспособления, специализированная, аудиторная и лабораторная мебель.

Следует более подробно рассмотреть данный вид особой школьной мебели и его составляющие. Основываясь на функциональном применении школьных шкафов и тумб в учебном процессе, возможно выделить: шкафы для хранения дидактического материала, выставочные шкафы, шкафы для одежды, тумбы. Для хранения дидактического материала используются стеллажи, полуоткрытые и закрытые шкафы. Выбор осуществляется в зависимости от характера учебного материала и необходимых условий для его хранения. Тумбы очень удобно использовать в школьных кабинетах, оснащенных различной техникой. В этих случаях такая школьная мебель используется как для хранения важного материала, так и для размещения на них аппаратуры. Кроме того, тумбы могут хорошо дополнять столы с большими нишами под столешницей.

Помимо напольных и настенных шкафов, тумб для хранения растворов, кислот, легковоспламеняющихся веществ, кабинеты оборудованы учебной мебелью для проведения лабораторного практикума и демонстраций на лекционных и практических занятиях. Это, прежде всего лабораторные столы различной конфигурации.

Компьютер сегодня – обычный атрибут домашней техники, что сделало необходимым включение в школьную программу информатики, которая требует кабинета, оборудованного особой школьной мебелью. К ней относят специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо компьютерные столы. Для сидения используются специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки, а также валиком в поясничной области. Такая конструкция обеспечивает наименьшее утомление глаз и спины.

Наряду с большими возможностями компьютер несет немалую опасность для здоровья. Чтобы снизить негативное воздействие,  компьютерные столы и стулья размещены согласно требованиям. Характеристики освещения кабинета информатики в значительной мере влияют на напряжения глаз. Поэтому компьютерные столы расположены так, чтобы свет на экран падал слева, а комната хорошо освещена. Плюс кабинет оснащен  таким школьным оборудованием, регулирующим интенсивность солнечного света, как жалюзи.

Таким образом, каждый школьный предмет требует свои средства обучения и свою специализированную мебель, к выбору которой следует относиться серьезно и грамотно.

Кроме этого, мы разработали рекомендации учителю в оформлении здоровьесберегающей среды в учебных кабинетах для всех участников учебно-воспитательного процесса. В школе, входящей в республиканскую ассоциацию школ, содействующих укреплению здоровья с 2007 года  начал реализовываться проект «Кабинеты здоровья в школе».

В рамках реализации этого проекта  мы исходили из простой логики: здоровье человека на 50% зависит от образа его жизни, а главный «поставщик» базовых знаний как о жизни вообще, так и о здоровом образе жизни – это школа. Значит, именно в школьных стенах, с начальных классов нужно сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, привить навыки его сохранения и укрепления, дать необходимые знания.

Приоритетная задача проекта – внедрение в школе элементов системного воспитания культуры здоровья. Особенность проекта в том, что он выстроен не на запрете и отрицании, а на формировании позитивного и ответственного отношения ребенка к своему здоровью. Мы стараемся не говорить детям о том, что вредно, например, курить, пить, употреблять наркотики – мы стараемся рассказать школьникам о том, почему полезно заниматься физкультурой, употреблять качественные свежие продукты, правильно чистить зубы, делать гимнастику для глаз, следить за осанкой, регулярно заниматься плаванием и т.д. Кабинеты здоровья организуются на базе обычного учебного кабинета, например, биологии и не требуют для своей организации больших помещений. Тем не менее, в каждом из них должны существовать пять функциональных зон. Первая – обучающая – это зона учеников. Ее девиз «Я здоров - и поэтому успешен!» Вторая – зона совершенствования, она же зона учителей. Зона кабинета здоровья, предназначенная для учителей, работает под девизом «Учу детей – учусь сам». Третья – зона взаимодействия, предназначенная для родителей. Девиз этой зоны - «Будьте с нами! Вместе мы сильнее!» Четвертая – информационная. Пятая – предостерегающая. Это закрытая зона, работающая под девизом: «Если возникла опасность!».

Физкультурные группы

2007/08

2008/09

2009/10

2010/11

 

Количество обучающихся по ступеням обучения

I-IV

V-IX

X-XII

I-IV

V-IX

X-XII

I-IV

V-IX

X-XII

I-IV

V-IX

X-XII

Основная группа

515

546

548

559

Спец. группа

18

27

5

21

23

4

19

32

3

21

27

6

Подг.

группа

14

21

9

14

23

12

16

37

8

27

38

7

Полное освобождение *

-

5

-

-

5

-

-

4

2

-

3

2

*- (дети-инвалиды и дети с ОВЗ)

Табл.1 Доля учащихся, изучающих физкультуру в соответствии с группой здоровья.

 

Мы приводим статистические данные для нашего образовательного учреждения, где видно, что резкого изменения в численности физкультурных групп не наблюдается, а значит и ухудшения здоровья тоже!