О реализации сетевого взаимодействия МОУ «СОШ № 3» и МБДОУ д/с № 14 «Солнышко» по воспитанию экологической культуры обучающихся и воспитанников

 

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды.  С конца 60-х годов человечество столкнулось с проблемой глобального экологического кризиса и поставило перед  учеными задачу: разработать как стратегию, так и технологию выхода из него. Такой  социальный заказ обусловил усиление тенденции «экологизации» всей науки.

Экология для ребенка – это все, что его окружает   и дерево,  и парк, и птицы,  прилетающие к  кормушке, и,  наконец, сам человек.

            Сегодня, когда стали давно привычными спортивные школы, математические школы, гуманитарные школы, школы искусств и т.д.,  понятие  «экологическая школа» продолжает выглядеть несколько экзотично.

Наша школа, школа №3 г. Шумерли  является, прежде всего,  общеобразовательной школой и обеспечивает подготовку учащихся по всем предметам, согласно государственным стандартам. Это  не учебное заведение, готовящее профессиональных экологов, а школа, считающая своей главной задачей  формирование высокого уровня экологической культуры у своих выпускников. Специфика организации и содержания образования в школе позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции экологии  в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем или через создание специальных курсов, предметов,  кружков.

При строительстве пристроя к СОШ №3 потребовалось определение приоритетов в развитии школы и в основу дальнейшего развития школы была положена концепция непрерывного экологического образования. С 2004 года школа одним из генеральных направлений своей деятельности взяла экологическое воспитание обучающихся и осуществляет это по следующим направлениям:

1.      Максимальное использование эколого-образовательного потенциала всех учебных дисциплин.

2.      Наполнение экологическим содержанием формальных упражнений и задач по русскому языку, математике и т.д.

3.      Комплексное целенаправленное использование различных внеклассных форм экологического образования

4.      Специальная организация внеурочного образовательного пространства.

Это проявляется в наличии естественнонаучного профиля, ежегодно проводимой Недели земли, участие во многих мероприятиях школьного, городского, республиканского и российского формата экологической направленности.

Данное направление дает свои плоды: высокие баллы ЕГЭ и ЕМЭ по физике и химии, (баллы выше среднереспубликанских), призовые места на НПК экологической направленности, поступление в  результатам ЕГЭ на  факультеты естетственнонаучного направления, обобщение опыта работы на уровне города, республики и России педагогических работников школы в печатных и электронных публикациях.

Формирование экологического сознания нуждается в поиске яркой,  интересной, легко запоминающейся формы. Именно поэтому  в школе создан и успешно функционирует «Клуб любителей зеленых растений», который занимается не только благоустройством школьного двора, но и оформлением школьных рекреаций, контролирует  наличие  «Цветочного паспорта класса», проводит большое количество природоохранных акций. Результаты деятельности   - это такое благоустройство  школьного двора и прилегающих территорий, которое позволяет становиться победителями  городских и республиканских конкурсов на лучшее благоустройство школьного двора и прилегающих территорий: 2006 год – 1 место в городе,  3 в Республике, 2009  год – 1 место в городе и 1 место в республике.)

 «Самая высшая красота там, где встречаются две природы: естественная и созданная человеком»,  - сказал М. Горький.  «Городские» дети имеют мало навыков общения с природной средой, несмотря на солидную базу теоретических знаний,  поэтому программа экологического лагеря помогает детям обогатить восприятие природы, получить новый взгляд на привычные объекты в процессе трудовой деятельности и активного отдыха.  Дети и подростки вовлекаются  к очистке  прилегающих лесов, городского парка и близкорасположенных водоемов от захламлённости, уходу за саженцами деревьев, за цветочными клумбами.

Среди основных экологонаправленных мероприятий  хочется выделить  акцию «Чистый берег – радость людям!», операцию «Живи, родник!», «Бал Цветов», «День рыбака». 

В Год учителя на территории школьного двора успешно реализован проект «Аллея Заслуженных учителей». C 2011года на территории школьного двора разбит питмник из 300 дубов и 700 лиственниц, которые впоследствии пойдут на озеленение городской территории.

Стремление сделать процесс обучения и воспитания наиболее эффективным заставляет педагогов искать более эффективные способы формирования экологической культуры и познавательной активности обучающихся. Формирование экологической культуры начинается с младших классов:  Рябова Н.В. реализует проект «Экологическое образование и воспитание младших школьников», в рамках которого разработан подпроект «Создание в городе памятнику счастливому детству», который может стать украшением не только школьного двора , но и города.

Наиболее оптимально модель экологической школы реализуется в педагогике  Сухомлинского. В.А. Сухомлинский стремился, чтобы ребенок увидел красоту природы, которая становится еще красивей оттого,   что к ней обратил свою заботу он, ребенок. Важно вести обучающий процесс так, чтобы ребенок не только видел окружающий мир таким, каков он есть, но и стремился делать его лучше. Воспитательный смысл избираемого учителем метода обучения приобретает в связи с этим особенно большое значение. Из опыта В.А Сухомлинского для реализации в практике экологического образования и воспитания мы стремимся осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы через комплекс учебных и внеурочных мероприятий.

С 15 ноября 2009 года  ФЭП  РАО, Института семьи и воспитания по «Формирование экологической культуры школьников». 

С 1 декабря 2009 года заключен договор о взаимодействии с ДОУ  «Солнышко». Благодаря этому договору вытроено взаимодействие с данным учреждением.

 

М.Н. Фазлуллина, заведующий МБДОУ д/с № 14 «Солнышко»:  Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

      Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

В нашей стране реализуется  общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

           Коллектив детского сада более 10 лет работает над проблемой «Поиск оптимальных путей развития экологической культуры дошкольников». В ДОУ разработана и реализуется педагогическая технология «Все на свете друг другу нужны». Педагоги детского сада широко используют проектный метод, разработаны проекты по ознакомлению с живой и неживой природой: «Песок», «Волшебница- вода», «Чудесные находки», «Удивительная почва» и др. Ведется работа по экологизации предметной развивающей среды. В группах оборудованы уголки природы, оформлены экологические паспорта, мини-лаборатории для экспериментирования с объектами неживой природы. На территории детского сада создана экологическая тропа «Тропинка доброты». Ежегодно проводится конкурс по благоустройству территории, детский сад принимает участие в городском конкурсе по благоустройству и озеленению территории. Родители являются активными участниками проводимых экологических акций, конференций, конкурсов творческих работ, семейных проектов, плакатов ставшими в МДОУ традиционными.

         Программы, используемые в работе: Программа “Наш дом- природа” Автор: Н.А. Рыжова. Цель программы: Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально- активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое место  уделяется формированию  целостного  взгляда на природу и место человека в ней. Программа нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы"письма животным", создан экологический проект "Мое дерево". Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Программа “Юный эколог”Автор: С.Н. Николаева. Цель: воспитание экологической культуры  дошкольников Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог" , созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников . "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных.

        Участие в конкурсах, акциях, фестивалях.

Федеральный уровень

Республиканский уровень

Муниципальный уровень

2010г. Всероссийский конкурс детских рисунков «Кузнечик» - 2 место  Пототова М.В.; 1 место Карпов А.

2009г. Республиканская акция «День дерева», номинация «Сохрани дерево живым» 1 место- семья Капировых, 3 место -семья Ураковых.

2006г. Городской конкурс экологических плакатов диплом 1 степени –семья Князьковых

2006г. Акция «Мы в ответе за все на свете»

2010г. Всероссийский конкурс детских рисунков «Подводный мир глазами детей»-участие

2009г. Республиканский творческий конкурс «Мир дикой природы», номинация «Эти удивительные животные» 2 место Салтыков И., Столярова Г.

2007г. Городской конкурс «Мир птиц», номинация «театрализованная постановка» - 3 место, номинация «плакаты» - 1 место.

2011г – Всероссийский конкурс детских рисунков «Подводный мир глазами детей» - участие

2010г. Республиканский конкурс «Альтернативная елка» 3 место Якубов Р.

2008г. Конкурс «Лучший природный уголок»

2011г. Республиканский конкурс рисунков «Вода и реки: как видят их дети? »- участие

2011г. Республиканский конкурс фотографии «Сказочный мир детства», номинация «Эти забавные животные»-участие

2010г. Акции: «Елочка зеленая иголочка», «Цветущий детский сад»

2011г. Республиканский конкурс «Альтернативная елка»

2011г. «Альтернативная елка»

2011г. Конкурс «Островок детства»

 

        Мониторинг результатов по экологическому воспитанию

 

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

 

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Экологическая

культура

 

83

42,3%

78

39,8%

37

17,9%

120

61%

62

31%

15

8%

121

64%

60

32%

6

4%

97

70%

37

30%

-

 

       Публикации

 «Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста» Бутузова Е.В.Международный сборник студенческих научно-исследовательских работ «Ребенок в современном образовательном пространстве»/ Шадринск, 2010г.

«Приоритет - экологическое воспитание» газета «Вперед», 2009г.

«Приведи в порядок свою планету» газета «Вперед», 2008г.

«Островок детства» газета «Вперед», 2011г.

       Взаимодействие с СОШ № 3. Проведение выставки экологических плакатов «Мы юные экологи», проведение экологических конференций, постановка экологических сказок, проведение орнитологических конкурсов  «Мир птиц» (выставка рисунков, театрализованные постановки).

Целевые прогулки и экскурсии на пришкольную территорию и в зимний сад школы.

Использование материальной базы школы (кабинетов географии, экологии)

Совместное проведение экологических конкурсов, акций между воспитанниками ДОУ и выпускниками ДОУ: «Мы в ответе за все на свете»-2008 г. «Сохраним леса Чувашии», 2009г.; «Наш дом-природа» - 2010г.; «Мир птиц» - 2011г.

Совместная презентация исследовательских работ первоклассников (выпускников детского сада) и воспитанников детского сада, участников регионального конкурса «Я – исследователь» с конкурсным проектом «Черепаха», 2011 г.

      

План

работы  по сетевому взаимодействию с ДОУ  в рамках федеральной экспериментальной площадки «Формирование экологической культуры школьников»  включает в себя

Беседы

1.      Наши меньшие друзья

2.      Как сделать наш дом безопасным

3.      Экология нашего города

4.      Зоны экологической безопасности города

5.      Окружающая среда и здоровье человека

Викторины

1.      Экологический светофор

2.      Город опасный и безопасный

3.      В мире этикеток (экологические знаки)

Конкурсы

1.      Конкурс дизайнеров «Зеленый мир нашего жилища»

2.      Конкурс-выставка работ по цветовой экологии «Как прекрасен мир в любое время года»

3.      Конкурс поделок из бросового материала

4.      Конкурс экологического плаката

Выставки

1.      «Осенние фантазии»

2.      «Альтернативная елка»,

3.      «Новогодний букет»

4.      «А природа плачет»

Экскурсии

1.      Экскурсия по городу «Зоны экологической безопасности»

2.      Экскурсия в городской парк (фенологические наблюдения)

3.      Экскурсия по экологической тропе городского  парка

4.      Экскурсия на пришкольный участок

Практическая работа на местности

1.      Благоустройство пришкольного участка и озеленение кабинетов

2.      Уборка закрепленных городских территорий 

Педагогические чтения (в раках работы методических объединений)

 

Приложение

Профильное обучение в СОШ №3

 

класс

Профиль

10 класс

Соц-гум  (15)

Профильные предметы общество, английский

Естественнонаучный

проф. предметы

 1 группа (5):  физика, математика

2 группа (5):  химия биология

11 класс

Соц-гум -18

Естественнонаучный

проф. предметы

 1 группа (4):  физика, математика

2 группа (5): химия биология

 

 

 

Результаты ЕМЭ выпускников 9-х классов в динамике

 

Средний балл по 5-бальной шкале

 

русский язык

Математика

биология

история

Общество-знание

физика

химия

география

2007 год

3,92

3,70

2008 год

3,63

4,00

4,00

2009 год

3,61

3,59

3,00

4,50

4,00

4,20

3,83

2010 год

3,86

3,61

4,67

3,5

 

 

4,5

-

2011 год

4

4

4,77

4

4,3

4,4

5

-

 

 

Итоговая аттестация выпускников 11 класса проходит в форме ЕГЭ. Обязательными для всех выпускников являются экзамены по математике и русскому языку,  остальные предметы сдаются выпускниками по выбору.

 

Динамика результатов  ЕГЭ  выпускников 11-х классов (средний балл)

 

 

2010 год

2011 год

 

Школа

Город

Республика

Школа

Город

Республика

Биология

63,2

62,1

60,85

67,33

65,68

57,31

История

70

55.75

53,98

69,0

61,13

 

Обществознание

56,70

57.40

58,2

60,04

60,42

 

Математика

48,11

52,58

49,80

59,23

57,26

 

Русский язык

66,3

62.24

61,44

72,08

67,98

 

Физика

53

58.5

54,99

59,67

66,00

 

Химия

67,8

70,71

65,19

71.17

72,48

 

Английский язык

-

 

 

74

61.67

 

Информатика

78,0

65,01

64,93

49

63,33

59,16

Литература

49,0

45,5

58,57

 

 

61,13

 

 

Призеры Межрегиональной олимпиады «Будущее большой химии»

 

 

Биология:

3 место – Немешкин Николай (9а класс)

2 место – Сербина Мария (11 класс)

3 место – Фатеева Юлия (11 класс)

 

Физика:

2 место – Асютин Артем (9а класс)

3 место – Тарлыков Иван (9а класс)

3 место – Кутырева Анастасия (10 класс)

 

 

Химия:

2 место – Кутырева Анастасия (10 класс)

2 место – Романова Людмила (10 класс)

3 место – Сербина Мария (11 класс)

3 место – Степанова Анна (11 класс)

 

Отчетные публикации

о различных аспектах деятельности ОУ в периодической печати МОУ СОШ №3 за 1 полугодие 2011 года.

 

№ п.п.

Местная периодическая печать

18

  Порфирьева М. Ленивым - кнут, заслуженным - пряник.: В школе №3 Президент Чувашии М. В. Игнатьев посетил мастер-классы педагогов химии и физики, с удовлетворением отметив: "Здорово! Когда мы учились, о таких технологиях даже и не мечтали!"    // Вперед. - 2010, 17 сентября.

19

  Голованова Е. "Зеленая школа" отчиталась: 18 ноября в лаборатории воспитания экологической культуры, института семьи и воспитания на базе школы № 3 состоялся круглый стол "Эффективные формы воспитания экологической культуры личности"    // Вперед. - 2010, 3 декабря.

21

 

Голованова Е. У "Зеленой" школы - достойные ученики: Ученицы 11 класса школы №3 М. Сербина и А. Степанова стали призерами 2-го тура республиканской научно-практической конференции обучающихся по экологии в секции"Окружающая среда и здоровье человека" (руководитель - Сотниченко Е. В.), которая проходила в Чебоксарах.    // Вперед. - 2010, 10 декабря.

22

   Шутилина О. Школьники третьей - снова на высоте!: Ученики 8б класса Д. Маркелов и А. Никонов участвовали во Всероссийской дистанционной викторине"Животные - экстремалы". Д. Маркелов стал призером, заняв 3-е место.    // Вперед. - 2010, 10 декабря.

 

Республиканский уровень

 

Методические сборники из опыта работы (на бумажных носителях):

  1. Учитель- творец душ и сердец человеческих (педагогические зарисовки учителей города Шумерли)
  2. Маршруты создания географической картины мира (с медиаприложением - из опыта работы учителей географии Чувашии)
  3. Теория и практика дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы учителей СОШ №3)