Дифференциация приемов и методов обучения

 

Сегодня состоялось заседание ШМО гуманитарного цикла по теме «Эффективность работы учителей гуманитарного цикла по обеспечению качественного образования», на котором я выступила с докладом «Дифференциация приемов и методов обучения как одно из средств развития познавательной деятельности учащихся». В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса. Основу дифференцированного подхода составляет знание состояния здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка.

Почти в любом классе мы можем провести градацию детей по четырём уровням: хорошо успевающие, среднеуспевающие, слабоуспевающие, неуспевающие. Как ни грустно признавать, процент слабоуспевающих и средних достаточно большой. Основная задача, которая стоит перед педагогом при таком расслоении, суметь одинаково продуктивно работать на всех четырёх уровнях одновременно. Кроме этого, внутри каждого уровня учащиеся различаются индивидуальными особенностями. Поэтому проблема дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения выдвигается на первый план. В своей работе учителя русского языка и литературы я использую данный подход довольно часто. Составляю разноуровневые задания посильные каждому ребенку. Из методик внутрипредметной дифференциации применяю различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

1)      опоры различного типа (от плаката - примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

2)      алгоритмы выполнения упражнения;

3)      указание правила;

4)      подсказка (намёк, ассоциация) идеи, направления мысли;

5)      предупреждение о возможных ошибках;

6)      разделение сложного задания на составляющие.

Дифференцированный подход к учащимся очень важен при организации работы над ошибками, при подготовке к выполнению домашних заданий. К оценке знаний, умений и навыков также необходимо подходить дифференцированно, т.е. учитывать и личностные критерии. К уроку контроля подбираются задания разных уровней с учётом подготовленности ребят по предмету, их развития.

В своей работе мы – учителя – должны помнить, что каждый ребенок – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.