Дискуссионная площадка «Организация летнего оздоровительного отдыха»

 

Реальность жизни такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. А если говорить о летних каникулах, то они в особенности играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.

Ежегодно администрация  всех школ проводит работу по организации летнего отдыха и оздоровления учащихся. И уже  точно можно сказать о том, что в нашей школе сложилась определённая традиционная система в подготовке и проведении летнего пришкольного лагеря.

В нашей школе ежегодно функционирует летний лагерь «БЭМС» (быстрые, экологичные, милые и смелые), рассчитанный на детей школьного возраста. Он дает прекрасную возможность как для непосредственной оздоровительной работы с детьми, так и для активной воспитательной деятельности, шаг за шагом включающей самого ребенка в процесс формирования здоровья и благоприятной окружающей среды.

В наши дни, когда дети большое количество времени проводят за монитором компьютера в виртуальных играх, мы вспомнили об игре реальной. Игра – это очень серьезная деятельность.

Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Именно поэтому в каждый этап ежегодно разрабатываемых программ лагеря («Звездопад» - 2011 г., «На перекрестке семи дорог» - 2009г., «ЭКО» - 2013 г. и др.) включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребенка, а также всестороннее развитие его личности.

Таким образом, ребенок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере. Все это сделает каждый прожитый день в школьном лагере настоящим праздником.

Наш лагерь работает по следующим направлениям:

- экологическое (ведущее). Мы считаем, что развитие экологической культуры – одна из главных задач социальных политики. Эту деятельность по формированию экологической культуры мы проводим  по следующим направлениям:

1. Экологическая пропаганда – воздействие на широкие массы лозунгами, плакатами, значками, эмблемами,  призывающими к сохранению окружающей среды.

2. Экологическое просвещение – распространение знаний о природе и необходимости ее охраны.

3. Экологическое образование – обеспечение систематическими знаниями об окружающей среде население Земли.

4. Но самое большое значение все-таки принадлежит эколого-художественной деятельности, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям.

Кроме того, в работе нашего лагеря присутствуют традиционные для всех лагерей направления: спортивно-оздоровительное, краеведческое, трудовое, гражданско-патриотическое, информационное, эстетическое.

В нашем лагере функционируют пять Центров погружения: «ЭКО»-центр Юного исследователя,  центр Виртуального мира, центр Творчества, «ЛИДЕР»-центр и «СПОРТ»-центр. Каждый  отдыхающий, проходя все центры,  может выбрать себе центр по душе и вместе с воспитателями  включиться работу.

Главной целью каждого отряда становится  получение переходящего символа летнего оздоровительного лагеря – Священного Тотема. Именно поэтому мероприятия в лагере всегда наполнены азартом и проникнуты желанием победы. Вот некоторые из них: акция «Живи родник», «В гостях у Медуницы» (Исследовательская работа по изучению лекарственных растений территории городского парка и родника), первенство лагеря по шашкам, выездное мероприятие ко Дню рыбака «Ловись рыбка большая и маленькая», создание «Овощеграда», акция «Чистый двор» и многие др.

Среди основных экологонаправленных мероприятий хочется выделить: акцию «Чистый берег – радость людям!», когда воспитанники школьного лагеря не просто убрали берег пруда на «Кирпичке», но, увидев тщетность своих трудов, обратились с открытым письмом со страниц местной газеты к городским властям с просьбой оказать содействие в решении проблемы захламленности   берега.

- Операцию «Живи, родник!» - ребята не только попробовали родниковую воду одного из близкорасположенных родников, но и узнали об его происхождении, убрались на территории родничка и выразили надежду прийти сюда еще раз  вместе со своими родителями.

- День рыбака  начался с предварительного отбора желающих попробовать свои силы в рыбной ловле. Теоретический тур позволил выбрать двадцать  умников и умниц, которые точно знали, что акулы и кильки в нашей местности не водятся, а  рыбу ловят не на рыбий жир и рыбий глаз РЕБЯТА  боролись за главный приз -  телескопическую удочку - на одном из прудов Шумерлинского района. В соревновании не было проигравших и победителей, потому что призы достались всем: за самую большую и самую маленькую рыбку, за самый большой и самый маленький улов. Но главным моментом, наверное, была сваренная совместными усилиями, поэтому очень вкусная, уха из только что пойманной рыбы. Счастливые, полные всевозможных впечатлений и довольные дети возвратились в школьный лагерь.

Особо значимым мероприятием спортивной жизни лагеря является участие в «Спартакиаде пришкольных лагерей». По ее итогам лагерь МБОУ «СОШ №3» на протяжении многих лет занимает призовые места.

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2012-2013

1 место

1 место

1 место

1 место

1 место

3 место

 

 

 

Ежегодно школа участвует в конкурсе программ пришкольных лагерей, организованном  Министерством образования и молодежной политики ЧР и занимает призовые места в номинации «Пришкольный лагерь, расположенный в городской местности». В последние два года данный конкурс не проводился, поэтому я предлагаю проводить его на муниципальном уровне.

Самой для меня значимой стала программа лагеря «На перекрестке семи дорог», Она заняла почетное 2-е место в республиканском конкурсе программ, а также была включена в сборник, выпущенный по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательная система: вызовы современности», организованной государственным образовательным учреждением Республики Марий Эл «Лицей Бауманский».

Одним из ярких моментов программы было создание Овощеграда. Где ребята наблюдали за ростом и развитием овощей.

Результатом работы стало в первую очередь повышение уровня экологической культуры. А кроме того, повышение интереса к летнему отдыху. Наши дети с большим желанием стремятся попасть в школьный лагерь. В этом году конкурс составил 3 человека на одну путевку.

Народная мудрость гласит: «Костер, зажженный на вершине горы, не согреет тех, кто стоит у её подножья». И здорово, когда в школе есть педагоги, которые разводят свой огонь там, где можно у него согреться. 

Все, что происходит в отряде – радости, печали, успехи и разочарования, - лежит на их плечах. Они сведут к минимуму неудачи, конфликты и создадут такие условия жизни в отряде, когда дети каждую минуту заняты делом, которое могло бы их увлечь, принесет радость творчества, побед и открытий.

Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить наших педагогов за их небезразличное отношении к организации летнего отдыха. Конечно же, готового рецепта "Звонкого лета "не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета.

Я думаю, что сегодняшняя встреча поможет разнообразить виды работы в пришкольных лагерях и предлагаю ежегодно обмениваться опытом и сделать такие встречи традиционными.