Профессиональная компетентность педагога как фактор инновационной и конкурентоспособной системы образования школы

Доклад

«Профессиональная компетентность педагога как фактор инновационной и конкурентоспособной системы образования школы»

 

Приближается один из самых значимых дней в году – праздник, с которого начиналась и начинается для каждого следующего поколения дорога в Мир Знаний. Ежегодно 1 сентября тысячи детей переступают порог школы, где их встречаете вы - опытные педагоги, добрые наставники, заботливые учителя. И прежде чем приступить к докладу, я бы хотел бы поприветствовать и выразить слова благодарности всем вам, кто участвует в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Сегодня в преддверии этого праздника мы проводим наш августовский педагогический совет, на котором, традиционно, подводятся итоги прошедшего учебного года и определяются приоритетные задачи на следующий год.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно.

Кардинально меняется содержание образовательного процесса – происходит введение федеральных государственных образовательных стандартов, создаются центры компетенций.

Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному педагогу. Какой он, современный педагог? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у детей стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный педагог умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

 Позволю себе цитату из выступления Президента РФ В.В. Путина: «… необходимо создать общенациональную систему профессионального роста учителей, так как требования к профессии учителя сегодня «многократно возрастают». Создание достойной мотивации учителей, условий для их постоянного самосовершенствования и повышения квалификации сегодня становится ключевым фактором развития всей системы общего образования».

Это высказывание напрямую иллюстрирует тему сегодняшнего педагогического совета «Профессиональная компетентность педагога как фактор инновационной и конкурентоспособной системы образования школы».

23 августа, в составе делегации г. Шумерля мы приняли участие в работе секционных площадок и пленарной части республиканской конференции педагогических работников. Проблемы, обозначенные в докладе Светланы Владимировны Петровой, в частности, затруднения педагогов в использовании новых стратегий оценивания учащихся, перегрузка школьников домашними заданиями, а учителей — отчетностью, не относящейся к педагогической деятельности, нарушение учениками правил в ходе сдачи государственной итоговой аттестации, необходимость повышения качества физико-математического образования, касаются и нас. Это автоматически становится для нас задачей на этот учебный год.

Вопросы повышения кадрового потенциалы должны быть главным критерием в оценке качества работы руководителей образовательных учреждений, подчеркнула Светлана Владимировна.

Она констатировала, что сегодня учителя крайне нуждаются в конкретной помощи и предложила возродить статус муниципальных методических кабинетов для распространения успешного опыта и актуальных знаний. Такие центры должны заняться сопровождением учителей на основе анализа результатов государственной итоговой аттестации, помощью им в подготовке всероссийских проверочных работ и внедрении ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Важной «точкой профессионального роста» педагога является потенциал муниципальной среды: как я уже говорил, школа принимает активное участие в работе городских педагогических сообществ, научно-методических семинаров. В апреле нами был инициирован городской семинар–практикум «Внеурочная деятельность в рамках реализации введения ФГОС НОО», участниками которого стали заместители директоров по ВР, учителя технологии, педагоги дополнительного образования образовательных учреждений, учителя начальных классов.  По итогам 2015-2016 уч.г.  доля учителей, ведущих собственные сайты, блоги, страницы на сайтах профессиональной направленности, составила 65%, ими подготовлено 17 публикаций.

Непрерывный рост профессиональных компетенций неразрывно связан с повышением квалификации. В 2015-2016 гг. 12 человек прошли курсовую подготовку, практически все педагоги школы приняли участие в различных обучающих семинарах, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Свой высокий методический уровень учителя подтверждают, принимая участие в профессиональных конкурсах. Это педагоги, которыми мы гордимся! Ежегодно свой профессиональный подход в подготовке учеников и свой профессиональный рост демонстрирует тандем учителей чувашского языка МБОУ «СОШ №3», принимая участие в республиканском конкурсе кабинетов чувашского языка и литературы. Результат 2016 г. призовое – 3 место.

Свой профессионализм в экологическом воспитании педагоги МБОУ «СОШ №3» продемонстрировали на IV республиканском методическом фестивале уроков экологической направленности «Нам этот мир завещано сберечь»: Катюшина С.Н.- 1 место, Молюшкина Т.В. – 3 место (номинация «Лучший экологический урок и внеклассное мероприятие в начальной школе»); Логинова Р.Н. – 2 место (номинация «Лучший экологический урок гуманитарного цикла»); Морозова Н.В. и Нужнова Е.В. – 1 место (номинация «Внеклассное мероприятие»).

В докладе ВРИО министра были затронуты вопросы кадрового обеспечения и привлечения молодых учителей. Хороший импульс последнему дают материальные стимулы. По поручению Главы республики принято постановление Кабинета Министров об увеличении коэффициента к окладу до 75 процентов для специалистов, имеющих диплом с отличием и выплате единовременного денежного пособия в размере 10 окладов. Вопрос привлечения молодых кадров в нашей школе стоит очень остро. В новом учебном году остро стоит нехватка педагогов информатики, физики, начальных классов. Это еще одна первоочередная задача на 2016-2017 уч.г.

В МБОУ «СОШ №3» на данный момент работает 8 молодых специалистов, профессиональная компетентность которых повышается за счет многоканального повышения квалификации: очные и дистанционные курсы, открытые уроки, участие в фестивалях, семинарах и пр. Положительным моментом является участие молодых педагогов в профессиональных конкурсах: III открытый городской фестиваль педагогического мастерства среди молодых педагогов города Шумерля, посвященный памяти учителя английского языка  Юклановой Н.В. «Учитель навсегда!» (Сергеева О.Ф., учитель русского языка и литературы – участие), VII муниципальный конкурс «Ярмарка педагогических идей и образовательных проектов работников системы образования города Шумерля им. В.М. Шурыгиной» (Боровик Н.И., учитель начальных классов, Разуваева О.В., учитель истории – участие). Савицкая М.С., классный руководитель 9 кл., стала призером муниципального этапа конкурса на лучшего классного руководителя «Самый классный классный – 2016» в номинации «классные руководители моложе 25 лет».

Одним из важных направлений современного образования является развитие инженерного и технического творчества. МБОУ «СОШ №3» участник реализации проекта «Профильные инженерно-технические классы», пилотная площадка по внедрению робототехники в учебно-воспитательный процесс. В рамках внедрения ФГОС кружки робототехники стали вестись и в начальной школе. (Результат в январе 2015 младшие школьники вошли в пятерку лучших команд на первой республиканской робототехнической олимпиаде, проводимой ЦМИТ).

 В рамках реализации робототехнической экспериментальной деятельности в МБОУ «СОШ №3» прошло интегрирование курса робототехники во внеурочную деятельность.  Обучающиеся школы неоднократно становились призерами на республиканских соревнованиях по робототехнике «Гонка по линии», «Лабиринт», республиканском командном соревновании роботов «Сумо», стали финалистами Всероссийской робототехнической олимпиады WRO в г. Казань В этом году робототехникой в школе будет заниматься новый специалист – Ласс Виктор Владимирович. Надеемся на результативное участие в проекте по развитию робототехники, что является еще одной приоритетной задачей нового учебного года.

 

Особое внимание необходимо обратить на качество преподавания математики в 9-х классах. В Чувашии есть школы, где с первого раза ни один выпускник не сдал экзамен по математике. В нашей школе не справились с ГИА по математике с первого раза 21 обучающийся, на повторный год обучения оставлены 2 обучающихся, которым предстоит пересдача ГИА по математике 5 сентября. На методических объединениях необходимо обсудить результаты экзаменов и наметить пути улучшения качества математического образования в школе.

На этом фоне весьма положительно выглядят результаты сдачи итоговых экзаменов выпускниками 11 класса (результаты вы видите на слайде). Положительным моментом является то, что все 30 обучающихся справились с экзаменационными испытаниями, 22 обучающихся набрали более 80 баллов по различным предметам, Никитина Екатерина набрала 100баллов при сдаче ЕГЭ по русскому языку. Данный положительный опыт по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ необходимо сохранить в этом и последующих годах.

 

Образовательное учреждение и педагог – понятия неразделимые. Я бы даже сказал, что в новых условиях это слова-синонимы. Однако при всех хороших показателях существует проблема – отсутствие учителей, подготовивших победителей или призеров Всероссийской олимпиады школьников, а это имидж не только школы, но и города и республики в целом!!! Несмотря на то что, к успешным педагогическим практикам можно отнести планомерную работу учителя ИЗО и технологии Поляковой А.В. В 2013 г. ее воспитанница Моложина О., заняла 2 место на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по МХК, в 2014 стала призером Заключительного тура Всероссийской олимпиады школьников по искусству в С.-Петербурге; в 2016 г. – другая ее воспитанница Оськина Н., 9 кл., также стала призером на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по МХК.

Также необходимо отметить творческий подход в подготовке к участию в олимпиадах и сдаче ЕГЭ учителя русского языка и литературы Корощуповой И.В. В 2016 г. ее воспитанница Никитина Е., 11 класс получила 100 баллов при сдаче ЕГЭ по русскому языку; Куркова Наталья, 11 кл. стала призером на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. На муниципальном этапе количество победителей и призеров – 54 человека. Однако даже участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в этом учебном году нет! Отсюда вытекает еще одна задача – более качественная подготовка обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников!

Сегодня само время формирует общественный запрос на нового педагога. В этом году благодаря усилиям педагогов: Головановой Е.Н., Лермонтовой Л.И., Микиной А.Х. школа стала Получателем гранта Главы Чувашской Республики для поддержки инновационных проектов в сфере культуры и искусства с проектом «Сурский рубеж».

Индивидуальных грантов для учителей в этом году нет! Творить на уроках, внедрять передовые методы, участвовать в конкурсах всех уровней должно быть не исключением, а правилом, как и участие педагогов в грантовых конкурсах.

 

Реализуя принцип, намеченный министром образования на прошлой августовской конференции, что в 10 класс должны идти только те, кто готов к получению высшего образования, в 2016-2017 уч.г.  в нашей школе будет открыто 2 десятых класса: естественно-научный и социально-гуманитарный.

Траектория выпускников 9 классов 2016 года МБОУ «СОШ № 3» такова: 38 выпускников выбрали для продолжения обучения систему среднего профессионального образования, в 10 класс мы приняли 42 выпускника нашей школы и 1 чел. из другого ОУ.

Все выпускники 11 класса этого учебного года 100% будут очно обучаться в ВУЗах различной направленности, из них 4 чел. – платно, остальные бюджет.

Если дать оценку образовательной деятельности, то в 2015-2016 учебном году в нашей школе было сформировано 28 классов в них обучалось 724 обучающихся, в том числе обучающихся на дому 4 человек, осваивающих образовательную программу в форме дистанционного обучения – 1. Окончили школу на отлично 78 обучающихся, качество знаний составил 61%, так же, как и в прошлом году.

В 2016-17 учебном году в нашей школе будет функционировать 29 классов, в них будут обучаться, воспитываться, получать дополнительное образование 748 школьников. По сравнению с прошлым годом увеличится количество старшеклассников.

 

Уважаемые коллеги!

Мы вновь начинаем учебный год!

Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, педагогов и всех заинтересованных. Мы вместе должны сделать всё, чтобы детям и молодежи было комфортно, безопасно и хорошо, чтобы они шли в нашу школу с радостью и интересом.

В рамках подготовки к началу 2016-2017 учебного года мы выполнили с вами сложнейшую задачу – подготовили школу к новому учебному году.  Я хочу поблагодарить всех классных руководителей за подготовку школы к новому учебному году.  Примите искренние слова благодарности за ваш труд.

Я поздравляю всех Вас с новым учебным годом, самые искренние пожелания всем творческих поисков и удач в вашей благородной педагогической деятельности.

Поздравляю Вас с наступающим Днем знаний! Здоровья, профессионального роста, успехов!