Сказка – это маленькая модель мира, понятная детям. С помощью сказок ребенок учится, как отличить плохое от хорошего, наблюдая за любимым героем, выстраивает модель поведения в той или иной ситуации. Сказки многому учат, это знает каждый. Но мало кто знает, что сказки ещё учат экологии.
Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Слагались сказки, в которых люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.
Сказки передавались из уст в уста. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. И напрасно!
В рамках недели начальной школы в 4 в классе прощла познавательная викторина «Сказочная экология», направленная на получение азов экологических знаний через изучение сказок.
Ребята попробовали поискать экологию в народных и авторских сказках. Викторина проходила в несколько туров:
1 тур «Растения в сказках», нужно было назвать сказки, в которых встречаются растения, глядя на картинки - подсказки
2 тур « Волшебные превращения». Нужно было вспомнить сказки, в которых животные превращались в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривали человеческим языком, смеялись, плакали и переживали.
3 тур «Мифические существа», ребята называли сказки, в которых есть мифические существа, а также придумывали и рисовали свои собственные персонажи.
4 тур «Неживая природа в сказках», нужно было вспомнить сказки, в которых неживая природа оживает.
5 тур «Экология и сказки», ребята отгадывали сказку и находили в ней экологические моменты.
Выполняя задания, ученики вспомнили много интересных сказок, получили заряд хорошего настроения, а самое главное приобрели экологические знания через доступные понятия и персонажи.